mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri
mary_spiri

Японские привидения

Детишки средне-школьного возраста обычно обожают рассказывать всяческие страшные истории про духов, призраков и привидения, и Нина тоже прошла через такой период, причем как раз в Японии.

Мы с ней часто на выходные отправлялись за город побродить, иногда довольно далеко, доезжая из нашей Чибы до древней Камакуры, или гор в Мацуяме. И все время, пока ехали и ходили - трепались, наверстывая общение за неделю, пока меня дома почти не было. Вот от Нины-то во время прогулки я и услышала кучу баек про японские привидения, и меня глубоко поразило их отличие от наших российских. Вообще, многие русские сказки похожи на европейские, некий общий фольклор, не знаю уж насколько он древний, но у него нет никакого пересечения с японским. Ну например, японский водяной, под названием "каппа": вместо носа - птичий клюв, перепонки на всех 4-х конечностях, иногда считается похожим на черепаху, иногда - на ящера. Но обязательно сверху на голове на темени впадина, в которой каппа всегда носит воду из родного источника. Если вода прольется, то бедная каппа потеряет всю свою силу. При этом каппа - существо исключительно вежливое, и лучший способ спастись - это вежливо каппе поклониться. Каппа непременно поклонится в ответ, вода из ее головной впадины выльется, и каппа обессилит. Но это на суше, а в воде спасения нет, причем если ты женского пола, то цель каппы будет тебя изнасиловать. Правда, есть способ каппу отвлечь - она безумно любит есть огурцы. Поэтому если в воду бросить огурец, то каппа займется им, а не тобой.  Ну и скажите, где тут логика? И почему именно огурцы? А не арбузы или тыквы? И зачем каппе сдались человеческие женщины? 

Другие японские духи часто бывают оборотнями, "обаке". Вроде бы как европейские волколаки, но обычно в Японии они вовсе не волки, не медведи, не грозные мощные животные, а скорее мелкие, но вредоносные. Плюс у японцев все наоборот -  не люди превращаются в зверей, а звери превращаются в людей, чтобы справится со своими жертвами. Самые знаменитые  оборотни - лиса-кицунэ и барсук-тануки. Кицунэ обычно необыкновенная красавица, завлекающая мужчин и доводящая их до полного краха и смерти, хотя бывают и добрые кицунэ. И у всех них при превращении в людей остается хвост, а иногда много хвостов, до 9-ти, так вот по хвосту и можно распознать женщину-кицунэ. А вот тануки в основном занят едой-питьем-сексом и большого вреда не приносит. Бывают и полностью отрицательные оборотни, например, Сазаэ-они, которые происходят из крупных морских брюхоногих моллюсков-трубачей, когда те разрастаются до нужного размера. Эти моллюски могут превращаться в женщину, прямо у себя в море-океане. По легенде, как-то пираты увидели в волнах женщину, спасли ее, и принялись к ней приставать. Женщина была на все согласна, и после каждого полового акта отрезала очередному мужчине яйца. Пиратам это в общем не понравилось, и они швырнули ее обратно в океан, где она тут же превратилась в моллюска, и принялась требовать с них деньги за возврат яиц... Явно не детская история, еще раз показывающая, что половые отношения в Японии традиционно воспринимаются совсем не так, как в христианских культурах. 

Обычные домашние вещи, например, соломенные сандалии, тоже могу вдруг превращаться в злокозненных духов, причем конкретно - на годовщину своего изготовления. Например, светильник начинает сам летать, а на бумажной перегородке-ширме открываются глаза. Или рулон хлопковой ваты принимается тебя душить, забив рот и нос. Обычные вещи, которые от старости сошли с ума, представьте себе спятивший зонтик, чайник, или терку для овощей (довольно опасно, как мне кажется). Люди тоже могут превращаться и приобретать сверхестественные способности под воздействием сильный отрицательных эмоций, например, женщины от ревности превращаются в демонов-они с красными рожами и длиннющими клыками. Этих демонов надо гнать из дома, швыряя в них соевыми бобами, и раз в год по весне такую церемонию проводят в некоторых деревнях. Забавно, что японские духи обычно бывают очень изобретательны с точки зрения способов заманивания, охмурения и подчинения. Например, нурэ-онна появляется в виде человеческой женщины, которая просит тебя подержать на минутку ее младенца. А как только ты берешь ребенка на руки, он к тебе прирастает, и ты уже никуда не можешь деться. Другой подобный дух в виде дряхлого старика просит тебя перенести его через препятствие, например, речку, и все, больше с тебя он никогда не слезет. Или страшная старуха Ямаюба, у которой рот спрятан на голове под волосами, она тебе сначала поможет, а потом съест. 

Некоторые духи зла впрямую не приносят, но очень неприятны, например Бето-бето-сан, являющий собой просто звук преследующих тебя в ночи шагов. Ты идешь, трясешься от страха, и за тобой как бы кто-то идет... Или домовой дух под названием "Зашикивараши": к тебе пришла толпа гостей, ты знаешь, что должно было придти 10 человек, пересчитываешь, а их 11, причем ты никак не можешь понять, кто же лишний, никого незнакомого, все свои, все те, кого ты пригласил, но на одного больше, а это просто ваш домовой так развлекается... Или же несколько духов, которые живут в сортирах. Например, в школьных сортирах живет дух-девочка Ханако, которая спускает воду, когда никого в кабинке нету. Или Ака-Манто, который спрашивает, какая тебе нужна туалетная бумага, красная или синяя... Или Акамане, который вылизывает грязные сортиры... Удивительно, до чего же все-таки популярна туалетная, фекально-оральная тема. 

Есть и странные японские духи, про которые детали не ясны, например, зеленый мальчик, играющий под дождем, или снежная женщина. Ну скажите, эти-то духи зачем появились в японской мифологии, играть под дождем? И чем они отличаются от синтоистских богов-духов? И есть ли в них сила?  А ведь кто-то все эти мифы еще и изучает. Невольно начинаешь радоваться своим родным Бабе-Яге, Кощею и Коньку-Горбунку с Избой на Кур ногах - так все просто, понятно, и неизобильно.

Tags: japan and japanese
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments