mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri
mary_spiri

Нормандия и Бретань

Технически, если ехать от Парижа к северо-западной Атлантике, то Нормандия начинается около Руана, столицы викинга Ролло, ставшего первым нормандским герцогом. О Руане я писала в предыдущем посте, поэтому здесь сразу перейду к мелким городкам прибрежной Нормандии, до которых примерно час на машине от Руана (и около двух - от Парижа).

Фото, сопутствующие этому посту, лежат в альбоме:
https://plus.google.com/photos/117036100476987916922/albums/5942432747159752657

Конечно, Нормандия большая, а мы повидали только небольшую часть, не было времени. Например, мы так и не доехали до знаменитой скалы-арки в Этрета (the cliffs at Etretat), которую рисовали абсолютно все художники, когда-либо в Нормандии бывавшие, включая, естественно импрессионистов. Картины с этой скалой (иногда нарисованой не сильно похоже, например точками у пуантелистов) мы видели во всех французских галереях, до которых дошли. И очень радостно было увидеть ту же скалу в Третьяковке, на картине Карла Брюллова. А вот в натуре не увидели, увы, у нас было на Нормандию всего 3 дня. Эта поездка планировалась в основном по путеводителю Рика Стивса, который хорош краткостью, а также жесткой расстановкой приоритетов. За редким исключением, приоритеты Стивса вполне нам подходили, особенно на первый раз, а краткость помогала быстро разбираться, что же нам надо.

Прибрежная Нормандия началась для нас с густейшего тумана, который можно было буквально ножом резать. Как выразился Андрюша: "Импрессионизм - это нормандский реализм", реализм тумана и в тумане. Туман действительно цветной и разноцветный, он движется волнами, в нем открываются окошки, сквозь него мутным пятном просвечивает солнце, от которого делается еще хуже видно за счет засветки. Водить машину в тумане довольно неприятно, а приходится. Сразу оговорюсь - нам очень повезло с погодой, было ясно, по летнему тепло, пригревало, как в августе. Но туман осенью есть всегда, примерно до полудня, несмотря на солнце, видимость из рук вон плохая, а после полудня туман остается в ложбинах и над водой. Так что Нормандия началась с тумана, в тумане мы доехали до первого из городков побережья под названием Онфлёр (Honfleur). Это небольшой старый порт с укрепленной гаванью, украшает его полудеревянная церковь Св. Екатерины 15 века. Церковь довольно забавная, как катамаран, состоит из двух связаных, но независимых и одинаково больших отсеков. Самая старая сохранившаяся деревянная церковь Франции, причем на такую сохранность никто не надеялся, даже колокольню отнесли в сторону, поставили отдельно, мол, если церковь загорится, то колокольня уцелеет и созовет народ тушить пожар. В этой церкви даже витражи отчасти сохранились, несмотря на близость линии фронта и прямое попадание снаряда во время Второй Мировой, снаряд не взорвался. Мы обошли старую гавань, побродили по улочкам около церкви, но туман все не рассеивался, наоборот, периодически наползали все более густые волны, и мы решили, что Онфлера с нас хватит, поедем дальше.

Следующая остановка был городок Бийю (Bayeux), где хранится знаменитая вышивка 11 века (Bayeux Tapestry), которая в лубочной форме рассказывает про события 1064–1066 и про победу Вильгельма Завоевателя над врагами-англичанами при Гастингсе. Вышивка сделана крашеной шерстью по льняному полотну, длиной около 70 метров, при ширине меньше метра. Около 50 отдельных сцен изображают вероломство Гарольда Годвинсона, его коронацию как англо-саксонского короля, подготовку Вильгельма к вторжению в Англию, замечательную тактику норманнов, которые использовали конницу против англо-саксонской стены щитов, уничтожение большей части английской армии, а заодно Гарольда и его братьев. В борьбе Вильгельма с Гарольдом по сути неважно, кто был откуда родом, оба были викинги, завоеватели и пришельцы, так что при Гастингсе два армии викингов мочили друг друга. Трудно сказать, кто из них был "правее", а результат был ожидаем: "Горе побежденным", и вышивка давала возможность победителям изобразить себя в выгодном свете. Полотно предназначалось для вывешивания в церкви, чтобы малограмотные могли посмотреть этот лубок-комикс и увидеть все величие Вильгельма. Очень интересны детали, например, хвостатая звезда, дурной знак, предсказавший войну, оказывается, вышивка из Бийю - это первое упоминание и первое известное изображение кометы Галлея.

Нынче отреставрированная вышивка выставлена в специальном музее во всю свою 70-метровую длину, каждому визитеру выдается аудиогайд на родном языке, и ты движешься вдоль, слушая рассказ и объяснения. Занимает эта эксурсия примерно 40 минут, после чего проходишь на верхний этаж музея, где в деталях обсуждается история вышивки, способы окраски шерсти, типы стежка и техники вышивания, а заоодно краткая история реставрации всего этого великолепия. Кроме вышивки, в музее много экспонатов, связанных с викингами, включая целую лодку метров в 15, которую современные потомки викингов построили в точности по старинному образцу и своим ходом пригнали в Бийю в подарок норманскому музею. Очень все сделано интересно, и узнаешь много забавного, например, существует вполне обоснованная гипотеза, что вышивку о победе норманнов делали побежденные англо-саксы в Кенте (по заказу норманского епископа Одо), и якобы, зашифровали тайное послание о своей несгибаемости под гнетом норманнов (вот это видимо полная туфта). Мне кажется, что и нынче англо-саксы продолжают воевать с норманнами, на этот раз по поводу того, кто и где создал шедевр, и что они конкретно хотели им сказать.

Бийю интересен еще и большим красивым готическим собором, который тщательно отмыт от грязи и копоти веков, и необыкновенно здорово смотрится. Собор довольно древний, в башнях фасада четко наблюдаются черты романского стиля, позднее усиленные готикой. В соборе отличные витражи, говорят, что настоятель якобы убедил союзников не бомбить город, сообщив, что немцев в нем нет. Учитывая, что союзники бомбили все без разбора, соборы и жилые кварталы (например, неоднократно попадали в Руанский собор), легенда эта кажется несколько неправдоподобной. А вот чего в Бийю нет, так это приличных больших парковок для машин. Боюсь даже представить, что там творится летом. А нам просто повезло найти местечко на одной из маленьких уличных парковок всего в 10 минутах ходьбы от музея с вышивкой.

А после Бийю мы доехали до главной достопримечательности нашей поездки - Мон Сен-Мишель (Mont St-Michel), символа Непобежденной Франции, древнего укрепленного аббатства на островке у нормандского побережья Ла Манша.Строиться на маленьком гранитном островке в мелком заливе недалеко от Нормандского берега начали с 708 года, когда один из местных епископов услышал голос Св Михаила: "Строй тут, и строй как можно выше, если построишь, то они придут". И кто только не приходил... Аббатство героически держалось протов англичан во время Столетней Войны, став символом Франции  и вдохновив Жанну Д"Арк. Самое древнее из нынешних строений, храм Св Михаила, построено на основе церкви романского стиля, готика была добавлена позже, в 14 веке. Позже всех, уже в 19 веке, был добавлен нынешний шпиль собора, в неоготическом стиле, очень здорово смотрится. Стройка идет и поныне - уже почти готова новая дорога. Нормандское побережье находится в приливно-отливной зоне с совершено экстремальной высотой приливов, чуть не до 15 метров (в России на Белом Море - 8 метров), до конца 19 века чтобы попасть в аббатство, надо было ждать отлива. Потом построили дорогу, правда ее постоянно заливало в прилив. Но главная проблема была в том, что дорога нарушила природный дренаж залива, вызвав чрезмерное накопление отложений. Залив пытались "промывать", а потом решили построить новую дорогу в виде моста над водой, а старую раздолбать. На момент нашего приезда, старая дорога еще оставалась открыта, но новую уже почти построили, и все эти строительные работы попадали почти в каждый кадр.

Монт Сен Мишель безумно популярен, днем туда приезжают туры из Парижа на автобусах, и между 11 и 4 лучше туда не соваться. Поэтому мы вначале приехали туда вечером, в раионе 5, запарковались на материке, как положено практически всем без исключения, и поехали в аббатство на бесплатном автобусе по старой дамбе. Надо сказать, что с первого и до последнего взгляда аббатство производит необыкновенное впечатление. Издали среди плоских, как стол, полей с коровами внезапно поднимается 300-метровая гора, увенчаная острым шпилем. Вблизи начинаешь видеть мощную линию нижних укреплений, различаешь огромные контфорсы основного здания аббатства, бесконечные крыши теснящейся вокруг аббатства деревни. Мы приехали во время отлива, и все это великолепие вырастало из полей грязи и светлого ила, с редкими протоками, ближе к материку ил переходил в заросли солеустойчивой травы, где паслись знаменитые "малосольные" овцы (мы их потом попробовали). Мы долго бродили по нижним стенам, в отличие от улиц, которые все заставлены магазинами и затоптаны туристами, на стенах народу мало, и можно очень здорово прогуляться вокруг примерно половины острова и аббатства. Внутрь самого аббатства мы уже не попадали по времени, отложили тур на утро. Утро выдалось, как водится, туманное и седое. До аббатства мы доехали около 9, и вся его гора была в густом облаке тумана. А когда мы вылезли из автобуса, туман внезапно начал опускаться, и в небе показался шпиль. Туман слезал с аббатства не спеша, стекал вниз, и все новые ярусы горы становились видны, медленое разворачивание покровов, зрелище совершенно необыкновенное. Стекание тумана продолжалось около часа, к концу которого туман лег на воду залива, а гора Св Михаила засверкала в синем-пресинем небе. С утра мы попали на пик прилива, все илистые поля были затоплены, и в разрывах тумана и облаков была вода, кругом вода. Прилив был, как положено, высокий. При входе в монастырь в конце старой дороги есть парковка, туда допускаются машины только по спец пропускам, видимо, какие-то очень важные персоны. живущие в отелях в аббатстве (простые люди тоже могут там жить, но не могут туда на своей машине доехать). На паркове везде указано время высокого прилива, но несмотря на предупреждения на всех языках, с утра там по окна в воде стоял затопленый черненький мерседесик. А на старой дороге автоперевозка ждала отлива, чтобы бедолагу вытащить (и свезти на кладбище, вода-то соленая).

Экскурсия по аббатству вполне интересна, хотя там почти не осталось интерьеров. Главное, что ты видишь - это костяк самих зданий, могучие стены, колонны, контрфорсы, сделаные из местного гранита. Аббатство все устремлено вверх, построено по вертикали, и нижним помещениям приходится выдерживать колоссальный груз. И конечно из всех окон и со всех террас открываются потрясающие виды во все стороны. И понимаешь, что среди всей этой красоты монахам жилось сыро, холодно, и комарино, очень суровые условия. Кстати, последние два монаха покинули Монт Сен Мишель в 2001 году...

После Монт Сен Мишель мы были наполнены впечатлениями до краев и мало способны к дальнейшему восприятию. Поэтому отправились вдоль побережья, в Канкаль, поглядеть на знаменитые устричные плантации. К обеду, когда мы туда доехали, опять наступил отлив, и мы долго с интересом наблюдали, как местный народ работал, перемещая мешки с устрицами из садка в садок, как трактора привозили и спускали лодки-амфибии для транспортировки мешков с устрицами на новые места, всю эту высоко-производительную деятельность по обеспечению народа устрицами по вполе приемлемым ценам (а я устрицы люблю, и еще там в ресторане были отличные раки!). После обеда проехались по побережью, так называемый "Изумрудный Берег". Он конечно красив, песчаные пляжи, скалы, но в общем у нас в Орегоне ничем не хуже. Поэтому надолго не застревали, а быстренько доехали до Сен Мало, а конкретно - его центральной части, укрепленного порта, защищенного вынесенными в залив фортами на мелких островах. Укрепления смотрятся могуче, и пользуясь отливом, мы здорово погуляли по берегу, а потом еще и по стенам. Времени оставалось немного, но еще после Сен-Мало успели немножко погулять в следующем городке Динане, где мы ночевали. А на этом закончилось наше время на Нормандию и Бретань. В следующий раз надо бы сюда наподольше приехать.
Tags: european travels
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments