mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri
mary_spiri

Американский бонсай - самый крупный бонсай в мире

У нас в Портленде в Японском Саду открылась выставка американского бонсая, т.е. композиций из мини-деревьев, живых, но замученых в причудливые формы. Автор - некий американец Райан Нил, вроде бы он 6 лет учился у знаменитых японцев, а потом открыл свою компанию по производству бонсая в Штатах.

Похоже, что он жил в Японии в то же время и в тех же краях, что и мы. A по соседству с нашим институтом РИКЕНом в префектуре Саитама находится целый городок Омия, специализирующийся на бонсае, и мы часто туда ездили с друзьями походить-посмотреть. Собственно, бонсаи в Омии были выставлены в каждом дворике, вдоль стен, лестниц, оград, каждый квадратный сантиметр был занят бонсаями всех видов, форм и расцветок, и все они были небольшими. Ибо суть сего древнего искусства - передать большие и сложные явления природы и концепции искусства в миниатюрном формате.

Тут важен минимализм, вышелушивание главного из несущественного, чем-то сродни японской поэзии, где всего три строчки хайку из 17 иероглифов (5/7/5) вполне достаточны, чтобы рассказать обо всем на свете, своих чувствах и окружающей природе. Однако поэзия эфемерна, а бонсаи - это вечность, по сравнению с краткостью человеческой жизни. И делаются они медленно, лет 20 минимум, а лучше дольше, обычно до коммерческо-выставочного состояния они доходят при втором-третьем поколении своих владельцев. Бонсай закладывают для внуков и завещают наиболее достойным, и никто никуда не спешит, впереди вечный переход из жизни в жизнь по кармическому колесу. А пока бонсаи подрастают, все перекрученные проволокой и изогнутые на штативах, их выставляют за дверь под воздействие природных стихий, так что зрителям раздолье. Хотя за час-другой хождений по Омии надоедает. А вот любая формальная выставка - это совсем другое дело, японцы прекрасно понимают в аранжировке и организации света и фона, хорошо выставленные простенькие бонсаи потрясают изысканностью, а кусочек мха на стволике вызываeт у публики катарсис.

К сожалению, выставка бонсая в американском исполнении меня сильно разочаровала. Во-первых сам подход американского торопыги, который просто ворует деревья у природы. Этот самый Нил увлекся замученными деревьями у себя на родине в Колорадо, где в горах полно природного "бонсая", ибо условия произрастания крайне скудны, но растения все равно как-то выживают. И до сих пор Нил находит деревья для своих бонсаев все там же, на Колорадо Дерби Меза, иногда очень старые, чуть не в 500 лет. Эти деревья он аккуратно пересаживает в бонсайные горшки, что видимо не так уж трудно, они растут в тонком слое почвы в расселинах скал. И готово, как на табличке: 500-летний можжевельник из Колорадо, который всего 6 лет "тренировал" Райан Нил у себя на бонсайном предприятии, а простите, что тут было тренировать, форму дерево уже давно приобрелo в природе у себя на скале (и еще преспокойно там пару сотен лет бы прожилo). Однако не надо ждать и завещать внукам, бонсай готов.

Проблема в том, что все-таки в природе деревья вырастают покрупнее, раза в два побольше, чем положено по японской традиции, где ценится миниатюрность, a 4-6 лет тренировок после 100 и более лет в природе изменить размер дерева уже не могут. Остается перевернуть все с ног на голову и сделать из недостатка достоинство - типа наши бонсаи самые большие в мире. И выставить их на открытом воздухе, а вокруг возвести какие-то странные деревянные конструкции, рельсы, станины и поперечины, вроде как дерево то ли в клетке, то ли в обрамлении, то ли в центре странного деревянного насекомого.

Конструкции отвлекают от восприятия, дико мешают фотографировать, мешают зрителям обходить деревья со всех сторон, расчленяют единое пространство выставки на какие-то острые углы. Плюс выставка сделана на улице, где крупные бонсаи кажутся мельче и изящнее на фоне настоящих полноразмерных деревьев, но в природном свете теряется изысканность форм, ее не видно на пестром фоне.

Плюс зелень бонсаев пропадает в зелени больших деревьев. А ведь лучше всего бонсай смотрится в помещении, на фоне однотонно-светлых стен, или в токонома (фокальный центр комнаты в виде ниши в стене со своим освещением). Так что на мой вкус - эта выставка есть полная халтура. Хотя можжевельник нашли в Колорадо красивый, думаю, что там таких еще много. На мой взгляд, на выставке это самый клевый из бонсаев мистера Нила.

Tags: american life, japan and japanese, oregon
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments