mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri
mary_spiri

Дополнение о практическом буддизме

В моем многоученом семействе я отнюдь не единственный биолог, мама моя - биохимик с многолетним стажем. С детства помню, как я "помогала" ей в лаборатории, например, держала морских свинок, которых она колола. Однако же психика у меня была легко-ранимая, я очень жалела животных, и поэтому стала на долгое время ботаником (вернее, физиологом растений), растения боли не чувствуют. Мама тоже очень жалела животных, была химиком по образованию, однако же работа есть работа.

Правда, после очередного большого опыта она приходила домой очень усталая, совершенно погасшая и задепрессованая. Дело в том, что остальной народ в их лаборатории тоже очень жалел животных, так жалел, что не был в состоянии быстро и безболезнено их забивать. И все это ложилось на мою маму, которая понимала, что уж лучше она это сделает по-гуманному, чем остальные будут долго мучить и мучиться. Не буду вдаваться в детали, но иногда случались просто анекдоты. Как-то мы с мамой шли пешком домой, забрав мою маленькую сестренку из детского сада, мне было лет 14. И тут увидели мужика, который стоял около мусорных баков, держа за хвост крысу. Он этой крысой слегка помахивал в воздухе, совершенно не зная, что с ней делать, и видимо собираясь попробовать расшибить ее об асфальт. Мама моя не могла выдержать такого издевательства над животным. Она подошла к мужику, твердо сказала: "Вы хотите ее убить? Да? Тогда надо сделать вот так", и с этими словами отняла крысу, мастерски, одним движением разложила ее на крышке бака, зажала ребром ладони крысиную шею, и резко дернула за хвост. Такой подход действительно самый гуманный: моментальная крысиная смерть от разрыва позвоночника. Но надо было видеть физиономию этого мужика, когда мама отдала ему назад мертвую крысу, он совершенно обалдел от этого урока. А мама взяла нас с сестрой за руки, и мы пошли дальше домой.

Прошло лет 20, и мама вышла на пенсию, работать с животными она прекратила сразу же, как только пошла разваливаться советская наука, и стала ясна бессмысленность дальнейших исследований. Надо сказать, что я совершенно не разделяю воззрения, что опыты на животных можно отменить. Есть целая куча исследований, которые очень важны для здоровья человечества, и которые можно проводить только на лабораторных животных. И к сожалению, если  животных не использовать, то подопытными кроликами становятся сами люди, больные, пациенты, чему есть немало примеров. Я скорее сторонник ограничений, которые сейчас приняты в США: ученые должны доказать, что им нужны мыши, ибо иначе их научной цели не добьешься. Но маму мне ужасно жалко до сих пор, все эти убитые животные висят на ней грузом. И тут, когда я пришла работать в Рикен, я узнала, что ежегодно в Рикене проводится буддийская церемония типа панихиды по лабораторным животным. Буддийские священники моляться с тобой за их души, очищают тебя от греха, и приглашают всех помолиться и очиститься. Мама приезжала к нам в Японию, но не тогда, когда бывала эта панихида. Однако же мы много ходили по храмам, а в синтоистских храмах часто при входе стоят статуэтки мышей и кроликов. И мама моя очень позитивно восприняла практическую сторону японских религий: если тебе надо, помолись, брось монетку, хлопни в ладоши, погладь каменную статуэтку по голове, и тебе полегчает. Ей это было явно нужно. А замечательный город Киото предоставил ей много возможностей. 

Для меня вот эта практическая сторона буддизма очень важна, она дает возможность для любого человека в любой момент войти и быть принятым, как он есть. Ничего никому не навязывается, нету никакой торговли с богами, никто не требует, чтобы если ты женщина, то носила бы юбку, а мужчина снимал бы шапку. Смирение не навязывается извне воинственными богами, смиренна сама религия, смиренны боги, по крайней мере, в нынешние времена. Я понимаю, что исторически буддизм был весьма воинственен, были целые монастыри монахов-воинов, погрязших во всех мыслимых и немыслимых грехах. А синтоизм вообще-то религия, которая объявляет японцев единственным избраным народом, главным надо всеми, и в этом качестве очень эта религия способствовала зверствам японцев во время Второй Мировой. Но сейчас, по крайней мере, на поверхности, ибо я совершенно не претендую на глубинное знание японской реальности, японские религии есть некий оазис смирения, прощения, тихой красоты. Ибо где-нибудь в уголке всегда есть прекрасное большое дерево и цветущие кусты, и покрытые лишайником старые каменные статуи, и какие-нибудь разноцветные ленточки со сложными узлами, и галереи с видом на сад, и везде можно присесть на ступеньку, или террасу, полюбоваться, никому не мешая.

Tags: japan and japanese
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments