mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri
mary_spiri

Записки бродячего ученого: глава 15

Сахалин и Курилы

Как-то году в 96 поехала я на общеяпонскую конференцию вместе с одной из наших студенток-японок. Дело было на Хоккайдо, в Саппоро, все японцы знают: нигде не найдешь лучше суши, чем на севере. А студентка Йоко сама с севера, и в один из дней принялась меня уговаривать, мол, Маша-сан, давай гульнем конференцию, поедем в мой родной городишко по соседству, там мой дядя держит суши-бар у самого синего моря. Ну меня долго в таких ситуациях уговаривать не приходится. Поехали, заходим, место деревенское, тихое, буколическое, любой гайдзин-иностранец принимается как родной, особенно если хоть немножко говорит-понимает. А тут еще Йоко, родная племянница пришла. Усаживают, суши дают целую доску для начала, саке наливают, спрашивают меня мол откуда. "Из России", - "До чего же здорово! А мы с Сахалина". Я давлюсь саке, думаю, вот скотина Йоко, мне ничего не сказала. А дядюшка начинает мне объяснять, за что он лично обожает русских. Его отец оказался среди интернированых японцев, когда наши забрали Сахалин после войны. Эти японцы тихо просидели в лагере месяца три, все было нормально, их кормили, на работы не дергали, но наружу не выпускали. Лагерь был небольшой, на несколько сотен человек. И вдруг как-то вечером приходит к ним русский комендант лагеря, армейский офицер, с переводчиком, и объясняет, что пришел приказ всех пленных в лагере расстрелять. Что и будет сделано завтра поутру, а сегодня вечером лагерные ворота оставят открытыми, и охраны не будет. Японцы подумали, решили, что это все неправда, провокация, и большая часть осталась. На следующий день их поутру расстреляли. Но процентов 20 решили, что правда-неправда, а надо на всякий случай отвалить. И удрали, и никто их не искал, и потом худо-бедно, через новые лагеря и долгие мытарства добрались до родной Японии. Как этот самый дедушка моей студентки, прожили долгую жизнь, суши-бары пооткрывали, и радостно вспоминали, какие русские душевные - могли же всех расстрелять, но нет, оставили ворота открытыми. В общем, под этот рассказ (опять-таки не знаю, правдивый ли) накормили нас суши до ушей, напоили, благо не за рулем, на поезде, деньги взять отказались, и было это лучшее суши в моей жизни.

Первые годы пребывания в Японии мне казалось, что Курилы надо бы отдать, ту их часть, которую собирался отдавать Хрущев. И вообще все к отдаче и шло, приезжали сначала горбачевские, а потом ельцинские чиновники, говорились всякие слова по этому поводу. Даже неформальный референдум провели по слухам на островах, и жители их двумя руками проголосовали "за", и даже вроде бы ногами, количество жителей на островах увеличилось до 16 тысяч человек, когда показалось, что вот-вот они станут японцами. И тут выяснилось, что для Японии весь этот вопрос состоит вовсе не в увеличении территории, и не в возвращении "исконно-японского". А на самом деле для них это еще один шанс поиграть в реваншизм, и таким шансом нельзя не воспользоваться, это важнее, чем сами острова. Ибо отношение ко Второй Мировой и поражению Японии двойственное. С одной стороны, есть официальная линия, продолжающаяся еще со времени американской оккупации: милитаризованная Японская империя предательски напала сначала на соседей, потом на остальную Азию, потом на Америку в виде Перл-Харбора, оккупировала Корею и большую часть Китая, организовала массовые резни и всевозможные зверства, а потом ей вломили по полной, разбомбили крупные города в ноль, и насильственно демилитаризовали. И хорошо, и мы, японцы, теперь такие мирные, даже на улице не увидишь ребенка, который играл бы в солдатики, или с игрушечный оружием. Это меня поразило, примерно через год пребывания я заметила, что нету тут игрушечного оружия, вообще, куклы, машинки и зверушки есть, а пистолетиков нету. И эта главная линия отражена в учебниках, в политических документах, официальных статьях и бумагах.

Но есть и еще одна, теневая линия, которую протаскивают тихой сапой везде, где получается, чтобы противостоять главной и посеять сомнения в умах. Эта линия откровенно реваншистская, причем даже в наименее радикальном варианте (который наиболее распространен), утверждается, что Япония страшно пострадала просто за то, что попыталась спасти Азию от ига белого человека, от колониализма, который причинил неисчислимые страдания в течении сотен лет, и что рядом с этими страданиями какая-та резня в Нанкине? Именно это написал в своем манифесте Хидеки Тодзе, премьер-министр во время войны, и военный преступник, повешенный американцами в 1948-м. Он писал о том, что колониализм и угнетение не только убили гораздо больше людей в Азии, чем Вторая Мировая, но и уничтожили культуру, замедлили развитие свобод, и превратили население Азии в рабов. А Япония просто хотела их спасти (превратив в своих рабов?).

В Японии в частных разговорах вообще не станут обсуждать Вторую Мировую. В учебниках будут постоянно сокращать и упрощать материал, было, и прошло. Никто не собирается использовать этот кусок истории, чтобы чему-то научить новые поколения. Скорее будут постоянно рассусоливать русско-японскую войну, как героически наподдали Русской Империи (которая по многим параметрам была намного сильнее). А резню в Нанкине включили в школьные учебники лишь под жутким давлением Китая, под угрозой китайских экономических санкций. Теперь есть два абзаца в учебнике, о том, что плохо обошлись с китайцами, столько-то расстреляли, а столько-то порубали. А вслед за этим несколько глав о страданиях японцев после войны, и о героизме поколения, которое подняло Японию из руин.

Все семеро повешеных японских военных преступников похоронены в храме Ясукуни. И вот каждый год в начале мая какой-нибудь крупный (но не главный) чиновник из правительства обязательно отправляется в храм Ясукуни помолиться, публично поклониться праху людей, которые были большие партриоты, отдали жизнь за Японию, конечно немножко ошибались в средствах, но хотели, как лучше... Это случалось каждый год моего пребывания, а дальше все шло, как по нотам: буря в прессе, ноты яростного протеста из Китая и Кореи, газеты по 2-3 дня рассусоливающие официальную линию, и заодно пишущие о том, что возможен и другой, альтернативный взгляд на историю Японии во Второй Мировой, несмотря на все зверства, на самом деле хотели, как лучше и т.д. Чиновник своим поступком совершал политическое самоубийство, тут же уходил в отставку, извинившись, и сказав, что он конечно же хотел, как лучше. А вся эта кампания в прессе порождала сомнения: а может правда, бедная Япония пострадала за свое желание освободить Азию, хотела, как лучше, а ее разбомбили, оккупировали и демилитаризовали зазря. Таким образом, удавалось и не поссориться со всем миром окончательно, чиновника же убирали, даже извинялись, но и не дать уйти в прошлое теневой реваншистской линии, чтобы она по-прежнему смущала умы. Да и вообще, ведь гораздо приятнее быть жертвой, а не убийцей, это хорошо нацию сплачивает. Как говорил мой японский босс в Рикене (не Комамине-сенсей): "Поглядите внимательно в глаза японцев, и вы увидите там грусть народа, который никто из иностранцев не понимает, и незаслужено не любит".

Курилы тоже давно уже превратились в предлог для раздувания реваншизма. Если бы Японии эти острова были бы всерьез нужны, самое простое было бы обещать 16 тысячам русских жителей моментальное гражданство и пособие на жизнеустройство, я думаю, Япония от этого не обеднела бы. Тогда скорее всего случился бы настоящий референдум, и острова стали бы японскими еще при Ельцине. Вместо этого Япония заявила, что русские им не нужны, а острова им должны отдать не по частям, а все сразу, и не потому, что Россия так и быть согласна проявить добрую волю, чтобы задружиться с Японией, а потому, что Россия исторически обязана отдать Японии эти несправедливо захваченые острова без всяких условий. Т.е. японцы старательно добивались, и разумеется, добились, чтобы их послали подальше, теперь у них есть резон и дальше жаловаться, что их никто не любит, не понимает, и все обижают. А я считаю, что острова отдавать не надо, зачем портить японцам игру. Хотя игра эта в основном лишь часть грязной политики, которой нормальные, средние, обычные и милые моему сердцу японцы не занимались и не занимаются.

А не любят японцев в Азии очень сильно. Корея была оккупирована долго, и корейцы японцев ненавидят люто до сих пор. Как пример, японцы построили в Сеуле роскошное здание парламента, точную копию "капитолия" в Токио. Корейцы им пользовались долгое время после оккупации, а в 1998 решили его взорвать, и тем уничтожить этот невольный памятник Японии. И взорвали, устроив из этого народный праздник и шоу: видимо, очень нетривиальное саперное искусство потребовалось, здание от взрыва не разлетелось на куски, а как бы "стекло", как жидкость, на землю, медленно и величественно, в окружение миллионных толп народа. Эту съемку крутили по японскому телевидению дня три, без особых комментариев, кроме "А мы хотели, как лучше, а они...". A мы на самом деле всем добра желали и желаем… Поэтому, кстати, в отличие от Германии, которая постоянно извиняется перед евреями, Япония так ни разу и не извинилась за зверства перед Китаем, а если в чем-то извинялась, то половинчато. Например, во время Второй Мировой множество женщин с оккупированый территорий отправляли в армейские бордели обслуживать японских солдат. Те, кто выжили, долго добивались и добились компенсации, денег им подбросили. Но при этом японская сторона объяснила, что (а) японских девушек тоже заставляли служить в борделях, и (б) работа в борделях была дело добровольное. Китай и Корея писали ноты протеста, но реваншизм в Японии, как вода, всегда найдет щель, чтобы просочиться. Конечно, нормальных японцев это все не радует. И получается, что Комамине-сенсей лет 40 своей жизни одной из главных целей видел налаживание отношений с корейцами, хоть каких-то, хоть в науке, хоть односторонних, хоть просто грантов им подбросить, скооперироваться, хоть как-то что-то сделать. И кстати, государственной политике это тоже вполне соответствовало. Ибо несмотря на реваншизм, Япония изо всех сил старается улучшить свой образ в глазах соседей, в основном экономическими средствами, чтобы им было выгодно с японцами дружить, довольно много денег выделяется в виде грантов на развитие хозяйства, науки, помощь, обучение японскому языку.

Предыдущие посты:
глава 1 http://mary-spiri.livejournal.com/65732.html
Фотографии http://mary-spiri.livejournal.com/65970.html
глава 2 http://mary-spiri.livejournal.com/66110.html
глава 3.1 http://mary-spiri.livejournal.com/66321.html
глава 3.2 http://mary-spiri.livejournal.com/66718.html
глава 4 http://mary-spiri.livejournal.com/66930.html
глава 5 http://mary-spiri.livejournal.com/67296.html
глава 6 http://mary-spiri.livejournal.com/67484.html
глава 7.1 http://mary-spiri.livejournal.com/67797.html
глава 7.2 http://mary-spiri.livejournal.com/67957.html
глава 8 http://mary-spiri.livejournal.com/68143.html
глава 9 http://mary-spiri.livejournal.com/68410.html
глава 10 http://mary-spiri.livejournal.com/68729.html
глава 11 http://mary-spiri.livejournal.com/68901.html
глава 12 http://mary-spiri.livejournal.com/69120.html
глава 13 http://mary-spiri.livejournal.com/69630.html
глава 14 http://mary-spiri.livejournal.com/69831.html
Tags: Записки бродячего ученого
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments