mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri
mary_spiri

Записки бродячего ученого: глава 23

Отношение японцев к Америке

Японское общество гомогенно, так что всякий гайдзин воспринимается, как желанная добыча, поймать, поговорить, потрогать. А дальше уже в ход идет мифотворчество, и оно очень связано со специфическим японским комплексом неполноценности. Который тоже по-своему парадоксален: с одной стороны, японцы - избраный (богами) народ, главный и лучший из всех, такие умные, работящие и старательные. А с другой стороны вроде как прогрессивной оказалась скорее западная система ценностей, автомобили пришлось копировать у немцев, до сих пор японцы не научились креативности, и вообще многие из них внешне сильно уступают гайдзинам из кино и телевизора. Поэтому чужую внешность хочется копировать, в метро почти каждая японская девица моложе 40 лет красит волосы в каштановые и рыжие тона, встречаются даже почти блондинки, и среди мужиков высветленные волосы совсем не редкость. А среди мифов, например, очень популярно считать, что у белых гайдзинов замечательные способности, что они от природы выдающиеся, например, могут легко и быстро выучить иностранный язык. Я сломала массу копий, доказывая, что для меня лично занятие иностранным языком есть тяжкий и очень неприятный труд, никакого удовольствия, что все свои малые успехи я высиживаю задницей, и единственно, что помогает, это неплохая память. И что вопреки японским мифам, русский язык отличается от английского не меньше, чем от японского, и что учить английский мне было очень нелегко, как сейчас нелегко учить японский. "Нет, - говорили мне японцы, - Ну ты посмотри, вы все гайдзины знаете по несколько языков, а мы японцы все учим-учим английский, и никак".

Существуют и мифы о том, как хорошо в Гайдзинии, особенно почему-то распространенные у молодых девиц. У них очень модно завести себе бойфренда-гайдзина, а в перспективе выйти за него замуж и уехать, причем в белую Гайдзинию, a не Корею какую-нибудь. Считается, что там у тебя будет свобода самовыражения, и в общем действительно, это есть способ убежать от расписаной по годам японской жизни. Мальчикам убегать вроде как нельзя, они должны в Японии заботиться о родителях, а девочкам - можно. Все это конечно всерьез касается единиц, хотя лейтмотив "надо валить" в Японии звучит на заднем плане постоянно. Забавно, что в Гайдзинии оказывается жить некомфортно, хотя простор и свобода есть, поэтому многие возвращаются. И вообще большинство японцев страшно страдают вдали от родины, например, еды японской им очень не хватает. Как я их понимаю! Поехав на конференцию в Амстердам, мы с моим японским мужем быстро нашли там японский ресторан, и ходили туда почти каждый день.

А главная Гайдзиния конечно Америка. При этом японцы не уподобляются Джорджу Бушу, который поднял тост за 150 лет безоблачной дружбы на званом обеде в Японии в резиденции премьера. Японцы помнят войну, постоянно, не выпячивая, на заднем плане. Например, в очередную годовщину Перл Харбора перепечатывают в одной из центральных газет старую американскую статью, опубликованную за пару недель до атаки в ноябре 1941-го. Статья вещала о том, что у японцев не может быть хороших летчиков из-за чисто расовых особенностей, а именно из-за замедленой реакции и неумения быстро принимать решения (тугодумия). Mеня поразило, с каким упорством позиция расовой японской неполноценности расписывалась американцами, a после Перл Харбора оказалось, что японские летчики совсем неплохи. Помнят японцы и атомные бомбы. Правда, я так и не смогла себя заставить съездить посмотреть мемориал в Хиросиме, тяжело. Но это место, куда ездят все японские школьники, часть их образования. Тени людей, испарившихся на мосту через реку... Как всегда у японцев, на эту тему есть мультики и комиксы, которые смотреть без реки слез невозможно. Однако, японцы понимают, что их главная защита от ненависти соседей, главная опора политически и экономически - это США. На всех островах, а особенно на юге, в Окинаве, полно американских военных баз. Даже наш институт Рикен в Вакоcи около Токио стоял на территории американской военной базы, они отдали площадь над землей под институтские здания, и позволили по периметру построить подземный ускоритель частиц. Многие японцы против американских баз, “янки гоу хоум”, однако же деваться некуда, под боком весьма злобные соседи, которые только того и ждут.

А вот роль Америки в японском экономическом чуде после Второй Мировой воспринимается японцами с юмором. Bо время американскй оккупации главной целью американцев было недопустить Японию в конкуренты. Перед войной Япония резко пошла в гору экономически, и чтобы не допустить новый подъем, американцы решили, что надо сохранить, по их мнению, "архаичные" части общественной структуры, упрочить отставание. Например, не заменять иероглифы алфавитом (как многие предлагали), пусть японцы мучаются, изучая 3 тысячи значков. Так же и с императором, сам Хирохито хотел покончить с собой, сделав сеппуку (“харакири” - неправильное чтение). Oн хотел взять на себя вину за поражение в войне и страдания народа, но американцы решили, что наличие императора у власти замедлит развитие Японии. А из экономических мер американцы решили раздолбать японский военно-промышленый комплекс, который сросся с государством, конгломераты компаний, называемые неприличным словом зайбацу. Перед войной зайбацу (Мицуи, Мицубиси и т.д.) поделили всю экономику и индустрию, задушив конкуренцию. Американцы почему-то считали, что разделение зайбацу на множество дочерних мелких компаний затормозит развитие. Результаты американских мер по затормаживанию были в точности противоположными: наличие иероглифов обеспечило преемственность поколений, возможность для людей разного возраста делать вместе одно и то же дело. Наличие императора сплотило нацию, дало людям надежду, что несмотря на испытания, Япония снова, как всегда, выплывет. А отсутствие душаших зайбацу помогло вылезти куче новых мелких предпринимателей, которые быстро превратились в Хонда, Шарп, Сони и т.д. А тут случилась Корейская война, в которой Япония сыграла роль огромной американской военной базы, получив в результате толчок вперед и деньги для рывка.

Но война-войной, а в нынешние времена японцы Америку обожают, вернее даже не ее, а свой миф о ней. Страна больших возможностей, просторов и больших домов, где не надо ютиться и тесниться. Где все такие красивые, большие, где Голливуд, Том Круз, рок, джаз, и прочие прелести истинной цивилизации. В Японии, как грибы, везде растут рестораны фаст-фуда, и должна сказать, что даже Макдональдс в Японии делает вполне съедобную еду. Нынче живя в Америке я себе и представить не могу, чтобы так вот взять и пойти в Макдональдс, а вот в Японии - сколько угодно, там было вкусно (хотя тоже вредно). И японцы белых гайдзинов обычно по началу принимают за американцев. У нас в лаборатории работала японка, которая в течение 3-х лет пыталась с Ниной разговаривать только по-английски. Нина приходила ко мне на работу постоянно, и каждый раз Тачи обращалась к ней по-английски. Нина каждый раз вежливо говорила, что, мол, Тачи-сан, не знаю я английского, только русский и японский, давай по-японски. А в следующий раз история повторялась. Все наши постдоки-гайдзины жаловались, что совершенно незнакомые японцы стремятся с ними поговорить по-английски, вроде бесплатного урока.

Любовь японцев к гайдзинам приводила, например, к тому, что большинство знакомых подрабатывали, снимаясь в японских рекламных роликах, либо сами, если помоложе, либо дети. В Токио существуют целые агентства по подбору и воспитанию талантов, где отбирают только гайдзинов, учат их двигаться и танцевать, и обеспечивают приработком. Меня один раз подруги затащили с Ниной, она вполне подошла, но ездить было далеко, и вообще ей учиться надо было, так что мы сьездили раза 4 и перестали. Однако даже если главная звезда японского рекламного ролика какой-нибудь знаменитый японский спортсмен или киноактер, на заднем плане массовка всегда гайдзинская, в углу где-нибудь торчит голова нашего британского постдока Роба, он по-моему половину времени именно этим занимался вместо работы. Причем радостных и счастливых гайдзинов для массовки снимали заранее, помногу, универсально, а потом пускали в ролик, когда надо.

И эта японская любовь к белым гайдзинам многим очень нравилась, наши дети обычно из Японии уезжать не хотели, и в некоторых семьях возникали проблемы, особенно заостряемые культурными барьерами. Например, русский мальчик 15 лет звонит домой и говорит, что будет ночевать у друзей. А утром он приходит завтракать с японской девочкой 15 лет из его класса, говорит, что она его пригласила в лав-хотел, где они вместе провели ночь, предаваясь плотской любви, а теперь пришли сообщить его родителям об этом радостном событии, да и позавтракать заодно. Мать мальчика мне потом рассказывала: "Ну я не ханжа какая-нибудь, я все понимаю, ну он большой мальчик, ну ладно, делайте, что хотите, но завтракать-то зачем приходить? Kак мне себя-то было вести? Поздравлять их? Спрашивать, как все прошло? Поблагодарить ее за, так сказать, совращение моего мальчика? Я их конечно завтраком накормила, но молчала, боялась чего не то сказать". А когда через полгода отец мальчика получил работу в Америке и собрался перезжать, мальчик резко отказался, сказал, что останется в Японии без них если что. Они конечно оставить его не захотели, сами задержались на пару лет, не знаю, чем дело закончилось. Так что я думаю, что поступила правильно, перевезя Нину в Америку, когда у нее были проблемы в школе, и никакого мальчика, а то бы не удалось.

Предыдущие посты:
глава 1 http://mary-spiri.livejournal.com/65732.html
Фотографии http://mary-spiri.livejournal.com/65970.html
глава 2 http://mary-spiri.livejournal.com/66110.html
глава 3.1 http://mary-spiri.livejournal.com/66321.html
глава 3.2 http://mary-spiri.livejournal.com/66718.html
глава 4 http://mary-spiri.livejournal.com/66930.html
глава 5 http://mary-spiri.livejournal.com/67296.html
глава 6 http://mary-spiri.livejournal.com/67484.html
глава 7.1 http://mary-spiri.livejournal.com/67797.html
глава 7.2 http://mary-spiri.livejournal.com/67957.html
глава 8 http://mary-spiri.livejournal.com/68143.html
глава 9 http://mary-spiri.livejournal.com/68410.html
глава 10 http://mary-spiri.livejournal.com/68729.html
глава 11 http://mary-spiri.livejournal.com/68901.html
глава 12 http://mary-spiri.livejournal.com/69120.html
глава 13 http://mary-spiri.livejournal.com/69630.html
глава 14 http://mary-spiri.livejournal.com/69831.html
глава 15 http://mary-spiri.livejournal.com/70361.html
глава 16 http://mary-spiri.livejournal.com/70456.html
глава 17 http://mary-spiri.livejournal.com/70787.html
глава 18 http://mary-spiri.livejournal.com/71162.html
глава 19 http://mary-spiri.livejournal.com/71279.html
глава 20 http://mary-spiri.livejournal.com/71444.html
глава 21 http://mary-spiri.livejournal.com/71864.html
глава 22 http://mary-spiri.livejournal.com/71983.html
Tags: Записки бродячего ученого
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments