mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri
mary_spiri

Записки бродячего ученого: глава 24

Япония как страна одиноких

Нас окружают штампы и клише, и чем необычнее место, куда мы попадаем, тем их больше, видимо так нам легче справляться с культурным шоком. Да и вообще удобно, можно не думать, как лучше выразить свою мысль. В 82-м году в экспедиции на Дальнем Востоке нас очень развлекала съемочная группа, которая делала фильм про Тихий океан: "Наш фильм начнется нетривиально, необычно, и первая фраза будет "Беспредельна гладь Великого океана""... Из японских штампов в первую очередь в голову приходят два: "Япония - страна контрастов" и "- страна одиноких". Мне уже и не припомнить, сколько раз я встречала эти штампы в прессе, и по-английски, и по-русски (и даже разок по-японски, хотя мое знание иероглифов не позволяло читать газеты, кроме как с диким трудом, и чисто в учебных целях). Мне кажется, что первый из штампов можно вообще применить к любой стране, Россия отлично подходит, Америка - еще лучше. Да, в общем, и второй тоже...
Однако мне кажется, что одиночество в Японии все же имеет свой оттенок, одинокие попадают в свой отдельный ад, и выход часто находят только в самоубийстве. Начать с того, что как и в любом традиционом обществе, японцы воспринимают душевные болезни, особенно мягкие, типа депрессии, не как предмет для лечения, а как личную вину человека, который слишком слаб и слишком эгоистичен, чтобы самому вылезти и решить все свои проблемы. Более того, в силу соборности и общинности, японское общество построено из групп, внутри которых тебе помогают, при условии, что ты играешь по предписаным правилам. Так чего же ты жалуешься, Гнилой Помидор? Если тебе не помогло, значит ты сам не такой, как надо, неправильный, найди гнильцу в самом себе, или просто пойди, выпей яду. Так и с одиночеством: не можешь найти себе любовь? Женись по сговору, родители найдут тебе кого-нибудь (часто очень уж страшного...). Не любишь жену? А ты больше работай, тогда надо будет меньше с ней дело иметь. И вообще зачем жену любить, достаточно, чтобы она была, детей родила. А общаться можно ходить в бар к хостесс (официантками они не являются, проститутками тоже, для психотерапевтов образования не хватает). Так даже лучше, ты платишь девушке в баре, она тебя выслушивают, смеется твоим шуткам, флиртует, и тебе даже кажется, что ты еще очень и очень ничего.

Заданность, предначертанность, полное отсутствие свободы выбора странным образом соединяются с достатком и деньгами. Деньги есть у всех, все сплошь тут средний класс, значит, возникает стремление решить все свои проблемы с их помощью. В этом смысле Япония похожа на нынешнюю Россию, “бабло побеждает зло”, и не пахнет в результате. Типичное японское проявление - подработки старших школьниц проституцией. Отношение к продаже секса в Японии совершенно не христианское, традиционно девушке было вполне прилично заработать себе приданое проституцией, неприлично было замуж без приданого выходить. В нынешнее время речь уже не о приданом, а о том, что девушкам-подросткам хочется денег. И существует целое сословие: мужчины старшего возраста, которым сильно надоели их никогда не любимые, а нынче уже и старые жены, и которым хочется молодости и новизны. При этом российский вариант "меняю одну жену 40 лет на две по 20" в Японии не проходит, общество это не одобряет, чисто имущественно это крайне невыгодно, и вообще западло. А вот покупать себе школьниц за большие деньги - это вроде как не западло, ведь все довольны, ущерба никому нету, все шито-крыто. А можно, если боишься, покупать секс по телефону (наиболее распространенный вариант), тогда тебя даже за совращение малолетних не привлечешь. Самое забавное, что делают школьницы потом с полученными деньгами. Оказывается, среди них распространено ходить в бары, где в роли хостесс, вернее хост - симпатичные мальчики лет по 20, которые за твои деньги будут с тобой флиртовать, разговаривать, развлекать, и обращаться, как с принцессой... Прямо как российский анекдот: "Ларек ограбил, водку продал, деньги пропил"... Не проще ли сразу найти себе милого мальчика своего возраста и завести с ним бурный роман? Нет, видимо сложнее, мальчики все учатся, как бешеные, и вообще традиции такой нету, мальчика себе самой находить, да и стеснительные все очень. От этого, кстати, настолько популярны мальчики-гайдзины, они ведь не совсем люди, в жесткую сетку правил не попадают, чего их стесняться. Моим русским знакомым пришлось забрать 13-летнего сына из японской школы. От них потребовали его убрать, причем не за какие-то его собственные проступки, а как ненужный раздражитель. Девочки из-за него дрались в кровь и в хлам, чуть не ножами резались, японские Кармен. Самого мальчика на том этапе девочки еще совершенно не интересовали, но они вешались на него толпами. Один раз, когда ему совсем надоело это терпеть, он кому-то из них даже вмазал, вызвав дикий гнев своего русского отца: на женщину руку поднял. "А что мне, пап, делать было? Они меня не поделили, и три сразу тащили каждая к себе, как будто пытались разорвать". Так что родители были даже рады перевести его в посольскую школу, ездить конечно по полтора часа в один конец, зато на кусочки не порвут.

Проблема одиночества очень мучила и наших мальчиков в лаборатории. Те немногие девочки, которые попадали в лабу, тут же расходились, как горячие пирожки, закончит - и замужем за кем-нибудь из своих. Комамине-сенсей старался брать в лабу побольше девочек, и посимпатичнее (хотя экзамены им все равно надо было сдавать). Но внешность была неважна при такой недостаче. A в Рикене моя немецкая подруга Барбара постоянно воевала с неким японским постдоком Хаcимото: он совершенно не понимал, что женщина может чего-то в науке делать самостоятельно, и совершенно задолбал ее советами и прямыми приказаниями. Я пыталась ее как-то успокаивать, но тут к счастью ситуация разрешилась сама собой: родители Хаcимото нашла ему невесту, и оная невеста приехала к нам в лабу с ним знакомиться (надо же хотя бы разок повидаться перед свадьбой). И до чего же она была страшна... А Хаcимото летал, как на крыльях, он был совершенно счастлив, ведь он теперь прошел сложное испытание, нашел себе невесту, он теперь стал настоящим человеком и гражданином, как все. Мне кажется, что Барбара тут поняла, насколько ужасно было Хаcимотино настроение до того, и искренне его простила, тем более, что он тут же стал более-менее нормально с ней разговаривать.

Ригидное японское воспитание, четкая иерархия и полная предписанность всех поведенческих реакций еще и полностью давят инициативу, и очень мешают японцам реагировать на нестандартные ситуации. Япония - страна очень безопасная, преступлений против личности мало. Поэтому совершенно нет опыта и нет запрограммированых решений на случай направленной на тебя агрессии. Типичный пример - "щупальщики" в набитых поездах, которые залезают рукой женщинам под юбку, прижимаются и гладят. Японки обычно просто терпят, a лет 5 назад для них сделали специальные женские вагоны, в часы пик в такой вагон имеют право заходить только женщины... Вот такой способ решения проблемы, и это при том, что в школах все поголовно изучают боевые искусства, включая женщин. В нашем раионе Футава-Мукоодай внезапно объявился маньяк, моя японская свекровь была необыкновенно обеспокоена Нининой безопасностью. Я поинтересовалась, а что он делает: оказывается, он загоняет школьницу в угол потемнее, и потом гасит ей об руку сигарету. Мой следующий вопрос был, а что делает при этом школьница? Ответ: "Kак что, плачет и зовет на помощь". Нина: "Не беспокойся, мама, вот у нас во дворе во Внуково..." И впрямь, первые 7 лет Нининой жизни прошли в сильно менее тепличной атмосфере.

Родительская семья, община, школа, работа - все пытаются тебе от одиночества помочь, и с лучшими намерениями не оставляют тебя в покое. Давление извне очень сильно. Напившись, один из наших ребят жаловался, что дико устал от попыток его женить. "Уж лучше бы как в войну, стать камикадзе, нацепить повязку с восходящим солнцем на лоб, и отдать свою жизнь за Японию, так проще". "Да, - подумала я, - уж если помереть проще, чем найти себе жену, то что-то тут неправильно". Особенно предприимчивые родители готовы импортировать невесту, я знаю случай, когда за невестой отправились в глухое горное армянское село. Профессор-японец, специалист по кавказским языкам (знающий в совершенстве армянский и несколько грузинских), решил так женить своего сына, убеждая его, что армянская девушка будет домовита и нетребовательна, готовить вкусную еду и рожать красивых детей. Девушка оказалась очень милой, но вместо ведения дома, она пошла учиться, решила закончить университет, отложив детей на будущее, она вырвалась на свободу из глухого села. К счастью, и муж и его семья примирились с ее решением, и бросились ей помогать.

Однако же несмотря на помощь, а может вопреки ей, одиноких много, и молодых, и старых. И часты периоды одиночества: например, во многих компаниях принято перебрасывать работников из города в город по работе. В таких ситуациях семья обычно остается на старом месте (в старой общине, так комфортнее), а муж приезжает домой в лучшем случае раз в месяц. И так многие годы (у моей студентки отец жил на Хоккайдо, а мать в Токио в течение 8 лет). Или же поздние разводы: обычно ни один из супругов по новой не женится, женитьба нужна только один раз, в молодости, а под старость - слишком хлопотно. У женщин обычно есть подруги и среда общения, а мужики остаются в полном одиночестве. А среди одиноких очень много суицидов, отсюда и высокий уровень, чуть не выше, чем во всех остальных развитых странах. Правда, понимание проблемы уже назрело. И в нормальных семьях в первую очередь убирается давление "быть как все". Детям начинают давать гораздо больше свободы самовыражения, и свободы поведения. У моего Рикеновского профессора Камии двое сыновей. Один из них, несмотря на отличную учебу, после школы захотел заниматься танцами, чем-то вроде современного неклассичского балета. Родители сначала долбили его пойти в университет, он пошел и закончил, а потом все же ушел заниматься танцами профессионально и уехал жить в Италию. Со вторым мальчиком родители вели себя намного мягче, и когда тот заявил, что учиться в университете не хочет, а хочет сидеть дома и заниматься компьютерными играми, они оставили его в покое. Хотя и очень переживали. Лет через 5 мальчик раскачался на заочное образование по информационным технологиям, однако по-прежнему сидит безвылазно дома. Родители уже привыкли, главное - жив-здоров, и не уехал на край света. И не одинок, пока старики под боком. Но в общем конечно японские отношения между полами нам, гайдзинам, понять трудно, хочется утешить, что-нибудь умное сказать, но наш опыт тут не приложим.

Предыдущие посты:
глава 1 http://mary-spiri.livejournal.com/65732.html
Фотографии http://mary-spiri.livejournal.com/65970.html
глава 2 http://mary-spiri.livejournal.com/66110.html
глава 3.1 http://mary-spiri.livejournal.com/66321.html
глава 3.2 http://mary-spiri.livejournal.com/66718.html
глава 4 http://mary-spiri.livejournal.com/66930.html
глава 5 http://mary-spiri.livejournal.com/67296.html
глава 6 http://mary-spiri.livejournal.com/67484.html
глава 7.1 http://mary-spiri.livejournal.com/67797.html
глава 7.2 http://mary-spiri.livejournal.com/67957.html
глава 8 http://mary-spiri.livejournal.com/68143.html
глава 9 http://mary-spiri.livejournal.com/68410.html
глава 10 http://mary-spiri.livejournal.com/68729.html
глава 11 http://mary-spiri.livejournal.com/68901.html
глава 12 http://mary-spiri.livejournal.com/69120.html
глава 13 http://mary-spiri.livejournal.com/69630.html
глава 14 http://mary-spiri.livejournal.com/69831.html
глава 15 http://mary-spiri.livejournal.com/70361.html
глава 16 http://mary-spiri.livejournal.com/70456.html
глава 17 http://mary-spiri.livejournal.com/70787.html
глава 18 http://mary-spiri.livejournal.com/71162.html
глава 19 http://mary-spiri.livejournal.com/71279.html
глава 20 http://mary-spiri.livejournal.com/71444.html
глава 21 http://mary-spiri.livejournal.com/71864.html
глава 22 http://mary-spiri.livejournal.com/71983.html
глава 23 http://mary-spiri.livejournal.com/72377.html
Tags: Записки бродячего ученого
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments