mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri
mary_spiri

Записки бродячего ученого: глава 29

Морские рассказы

На старости лет мне вдруг выпало осуществить мечту моей молодости: поучаствовать в научных рейсах в океане. Городницкий, наветреный пролив и остров Гваделупа, романтика дальних стран и океана... А тут, поискав работу в Портленде (Орегон) в течении полгода с целью воссоединиться с мужем, я внезапно попала в местный центр по изучению реки Колумбия и прилегающего океана. На мой вопрос: а будут ли научные рейсы, мне тут же радостно ответили: ну конечно же! По началу я совершенно себе не представляла, на что вызвалась: оказывается, из не-студентов никто не хочет в рейсы, все от них бегут, как черт от ладана, а студентов заставляют, ибо им деваться некуда, хочется получить свою степень, вот они и не могут отказаться.

Океан около Орегона и реки Колумбия безгранично-безбрежный, волны, разогнавшись от Японии, так и идут гребнями на берег, мощным накатом, а в море соответственно постоянная болтанка, а еще половину времени - шторма, с волнами метров по 5-6, постоянные дожди и туманы, в общем, как здесь говорят, тяжелая погода (heavy weather). Научные корабли для такого океана нужны немаленькие, метров 70 в длину, обычно это бывшие пограничники (coast guard), быстрые и мощные, но не особо комфортные. Их вдобавок переделывают под лаборатории, поэтому места для отдыха почти не остается, одна маленькая кают-компания для фильмов и книг, и столовая-кухня чуть побольше. Можно еще выйти на палубу на корму (ибо нос слишком захлестывает волнами, не погуляешь), но там обычно холодно, ветрено, заливает, бегают студенты, спускают-поднимают аппараты и вообще суета и страшно воняет выхлопом от моторов. Можно подняться на верхний мостик и рубку, где находятся вахтенные, и иногда капитан, им скучно, и они тебе рады. Постоять, потрепаться, поглядеть, на данные радаров и GPS, пообсуждать прогноз погоды и планы. Но в рубке слишком хорошо ощущается, как корабль утюжит океан, если волны большие, то это плохо влияет на непривычный к качке вестибулярный аппарат. Да и зрелище это не для слабых нервов, корабль зарывается глубоко носом в каждую большую волну, вода дохлестывает до самой рубки, и амплитуда этих качелей быстро выводит тебя из строя.

Можно пойти вниз в свою каюту под палубой (верхняя палуба занята лабораториями, так что жилым сделан самый нижний ярус) и упасть в койку: полметра шириной, метр в высоту (места мало и нары двухэтажные), с бортиком по краю, если на него неудачно свалиться, то мало не покажется. Но в замкнутом помещении может еще быстрее поплохеть, и придется в сортире (гальюне!) кормить Ихтиандра, а там от еще более тесного помещения станет совсем плохо. А на стене в каюте висит замечательная инструкция о том, что надо быть взаимовежливыми с соседями по каюте, особенно если им плохо, и часть этой инструкции составляет описание того, что такое морская болезнь, очень актуально, если она тебя мучает. Есть в инструкции и точнейшее описание мыслей страдальца: “По началу вы будете бояться, что вы вот-вот умрете от морской болезни, а через некоторое время вам станет страшно, что вы никогда-никогда (never ever!) не умрете, и придется так и терпеть этот кошмар”.

Надо сказать, что практически все проходят через описаные стадии. Есть конечно люди, которых не укачивает, но мало, а остальные распределяются по гауссиане, кто-то попрочнее, кто-то по-нежнее. Я оказалась примерно посередке. Наши рейсы обычно выходили в океан с базы в Ньюпорте, в узком, коротком и защищенном эстуарии реки Рок. Путь до открытого океана занимал 20 минут. В первом рейсе меня удивило, что наш капитан устроил инструктаж по технике безопасности сразу, как отдали швартовы. Инструктаж состоял в залезании в специальный гидрокостюм для предотвращения переохлаждения (температура воды в океане редко поднимается выше 12 градусов, а обычно 8-10). Надевание и снятие костюма занимает минут 15, и мы как раз все успели вылезти из костюмов к моменту, когда корабль вышел из-под прикрытия волноломов в устье эстуария, и начал качаться под ударами волн. Уже через 5 минут народ потянулся в гальюны (хорошо, что их было много, штук 8!). Так что своевременное проведение инстуктажа помогло спасти костюмы от лишней стирки. А тут и мне приспичило, минут так через 20...

После 2-3 суток сильных мучений наступает дурнотно-тошнотное состояние, которое уже можно терпеть, жить не хочется, но работать можешь. Есть и лекарства, но от них здорово дуреешь, и помогают они мне только если нет настоящего шторма. Все-таки постепенно удается прийти в некое метастабильное состояние, когда функционируешь, но без всякого удовольствия. Существует легенда, что работа помогает, и действительно, если дел много, и ты их делаешь, то времени думать о своих мучениях нет. Но мучения не проходят, тебе плохо, и устаешь дико. Немудрено, что например моя шефиня готова на все, лишь бы ни разу не пойти в рейс (что ей успешно удается). А тут выхожу я со своей дурацкой романтикой - и вперед.

Но вот что хорошо в море: это бесконечные рассказы, байки травят все и с удовольствием. Байки есть по любому поводу. Например, стоишь, глядишь на 6-метровые волны, как корабль при переходе с гребня на гребень чуть не на 45 градусов в каждую сторону маятником ходит. носом зарывается до самого мостика второго этажа, и замечаешь: "Ну и штормит...". А тебе в ответ: "Да ну, разве это шторм? Вот лет 5 назад ходила я в научный рейс на пограничнике в Беринговом Море, около Алеутских островов. Во время самого страшного из штормов мы прятались за островами от волн, и вдруг получили сигнал СОС. Капитан приказал всем, кроме вахтеных, лечь в койки, ибо надо было выйти в самый разгул стихии и двигаться очень быстро, до места бедствия было около часа хода. У пограничников очень мощные моторы, они могут почти лететь. Народ залег в койки, спать было невозможно, так швыряло, волны были около 12 метров. В какой-то момент я попыталась пойти пописать. Встать и стоять было невозможно вообще, оказалось, что можно только ползком двигаться по полу, подстраиваясь под удары волн. А одной из главных сложностей было надеть штаны - пока я их натянула, сидя на полу, меня так по нему поболтало, что на ногах кожу стерло до крови. Не буду рассказывать, как я все-таки ухитрилась добраться до гальюна и сделать свое дело, ползком, естественно. А через полтора часа капитан по громкой связи объявил, что ни судна, ни людей в точке бедствия он найти не смог, исчезли без следа, весь корабль-рыболов и команда..."

А другая крайне приятная черта, которая мне понравилась в капитане и команде, это обожание русских. Меня это потрясло: обычное американское отношение к русским довольно прохладное, нейтрально-вежливое, и что там внутри - не поймешь, политкорректность. А тут тоже вроде вполне американцы, народ простой, пролетариат в некотором роде, а такой энтузиазм по поводу русских, все кидаются руку жать и объяснять, какие русские замечательные. Наши студенты тоже недоумевают: при виде их нет такого энтузиазма, что они, команда, студентов не видали что ли... День на третий моего первого рейса, когда я снова смогла функционировать, а значит кофе пить в кубрике, я решила эту загадку прояснить. Оказалось все просто: на американских кораблях абсолютный сухой закон, даже пива нету. И так везде: на научниках, на пограничниках, и даже на рыбаках, никакого алкоголя. Кофе, чай, курево - сколько угодно (кстати, почти вся команда курит), а выпивки нет. С заходами в порты тоже плохо: здесь у команды зарплата в море гораздо больше, чем у причала, поэтому никто в порт заходить не хочет без крайней нужды: отдыхом это не является, а деньги совсем другие. Так что любой рейс - это отсутствие выпивки. Ладно, у нас на Северо-западе рейсы короткие. А вся команда на наших научниках - бывшие моряки с северных, аляскинских судов, рыболовных, пограничных, транспортов. А Берингово Море - это круто до полного ужаса, наш Орегон - ерунда по сравнению. И рейсы на севере месяцами, расстояния там большие... И никакой выпивки. Зато много русских судов, опять-таки научных, рыболовных и т.п. Русские - народ очень гостеприимный, и выпивки у них всегда много. Вот и появляются у американских моряков байки: когда мы снабжали продуктами "Академика Келдыша", нас так напоили, так напоили... И любовь от этого возникает искренная, на всю жизнь. И мне было очень приятно это все слышать. И очень хотелось выпить чего-нибудь покрепче кофе! Но не было.

Предыдущие посты:
глава 1 http://mary-spiri.livejournal.com/65732.html
Фотографии http://mary-spiri.livejournal.com/65970.html
глава 2 http://mary-spiri.livejournal.com/66110.html
глава 3.1 http://mary-spiri.livejournal.com/66321.html
глава 3.2 http://mary-spiri.livejournal.com/66718.html
глава 4 http://mary-spiri.livejournal.com/66930.html
глава 5 http://mary-spiri.livejournal.com/67296.html
глава 6 http://mary-spiri.livejournal.com/67484.html
глава 7.1 http://mary-spiri.livejournal.com/67797.html
глава 7.2 http://mary-spiri.livejournal.com/67957.html
глава 8 http://mary-spiri.livejournal.com/68143.html
глава 9 http://mary-spiri.livejournal.com/68410.html
глава 10 http://mary-spiri.livejournal.com/68729.html
глава 11 http://mary-spiri.livejournal.com/68901.html
глава 12 http://mary-spiri.livejournal.com/69120.html
глава 13 http://mary-spiri.livejournal.com/69630.html
глава 14 http://mary-spiri.livejournal.com/69831.html
глава 15 http://mary-spiri.livejournal.com/70361.html
глава 16 http://mary-spiri.livejournal.com/70456.html
глава 17 http://mary-spiri.livejournal.com/70787.html
глава 18 http://mary-spiri.livejournal.com/71162.html
глава 19 http://mary-spiri.livejournal.com/71279.html
глава 20 http://mary-spiri.livejournal.com/71444.html
глава 21 http://mary-spiri.livejournal.com/71864.html
глава 22 http://mary-spiri.livejournal.com/71983.html
глава 23 http://mary-spiri.livejournal.com/72377.html
глава 24 http://mary-spiri.livejournal.com/72557.html
глава 25 http://mary-spiri.livejournal.com/72888.html
глава 26 http://mary-spiri.livejournal.com/73164.html
глава 27 http://mary-spiri.livejournal.com/73290.html
глава 28 http://mary-spiri.livejournal.com/73847.html
Tags: Записки бродячего ученого
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments