mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri

Позарастали стежки-дорожки: вулкан Ст Хеленс

Мы переехали в Сиэтл в 2001, через 21 год после знаменитого извержения - взрыва вулкана Ст Хеленс, который снес верхний километр конуса с северной стороны.

И навеки упокоил бедного вулканолога Дэвида Джонсона, на чье дежурство пришлось это событие. Правда он был единственным, кто увидел взрыв вблизи во всей красе, успев по рации передать коллегам: "Это оно!" Ибо взрыва ждали уже больше месяца. Взрыв повалил многовековые елки, как спички сломав стволы по полтора метра в диаметре. А потом прошли сели-лахары из растаявших ледников, сметая на своем пути все живое и неживое. К счастью, дело было в воскресенье, когда местные лесорубы сидели по домам, а туристов на году не пускали, т.к. вулкан был слишком активен. Погибло 57 человек. Тогдашний президент Джимми Картер, лично посмотрев на последствия извержения, высказался так: "Газетчики назвали Сент Хеленс "лунным пейзажем", так вот Луна по сравнению с этим выглядит как площадка для гольфа". Пейзаж этот решили охранять, сделали Национальный Монумент (как нац парк, слегка пожиже по степени охраны), построили новую дорогу и обсерваторию на соседнем хребте, и вместе с хребтом назвали ее именем погибшего вулканолога Джонсона. Кстати обсерваторию очень гармонично вписали в пейзаж: вот она там сверху на хребте над всеми этими холмами из пепла.

И пошел естественный процесс зарастания, причем очень живенько. Уже к 2001 году мы увидели массу флоры и фауны. Внизу вдоль реки Тутли на холмах пепла и селевых выносов росла ольха, уже почти в рост человека, везде можно было увидеть бобровые плотины, паслись олени, ну и естественно птичье царство. А наверху на хребте валялись поваленые стволы нежно серебристого цвета, а между ними было буйное цветение, в основном засухоустойчивых и нетребовательных к почве высокогорных видов типа огня прерий (prairie fire, Indian paintbrush).

Но было их не очень еще много, ибо почву наверху снесло до скального основания, которое потом засыпало пеплом.

С тех пор мы бывали на горе изредка, в основном, гостей туда возили, ибо далеко и от дома в Сиэтле, и от дома в Ванкувере. Но запомнили, что весной так красивое цветение. И вот в прошлые выходные решили вместе с друзьями из Портланда поглядеть на цветочки и как следует походить. Ехали пораньше - боялись, что иначе будет много народу, место популярное. По дороге попали в густые облака с видимостью метров в 20, казалось, что гору мы не увидим. Но дорога довольно быстро вышла наверх, а облака остались внизу, а потом и вовсе испарились на жарком солнце. А спереди показалась Гора со своим раздолбаным кратером, украшеным недотаявшими снежниками.

Кстати, в кратере растет новый конус, мне показалось, что за последние лет 5 он весьма увеличился. Вот этот пупырь посередке.

Цветочки же оказались совершенно эпические. Мы попали на полное цветение, "манкай", как говорят любящие это дело японцы.

От обсерватории Джонсона мы пошли по основному маршруту в сторону хребта Харди, к вон той горушке, которая виднеется вдалеке.

Идешь по краю хребта, выше долины, вырытой селями, а напротив кратер и дырка, оставленная взрывом.

Основными коврообразующими цветами были огонь прерий (он же индейская рисовательная кисточка) ярко-алого цвета и сине-фиолетовые пенстемоны, они же медвежьи языки (почему такое название? википедия молчит).

Надо сказать, что в Старом Свете я эти виды не встречала, пенстемоны вообще американские эндемики, и здесь их много видов. Они чаще всего растут в довольно сухих условиях, в том числе на скалах.

Забавно, что раньше на этом же маршруте было очень много кустовых люпинов, собственно, они давали синий цвет вместо пенстемонов. А теперь люпины куда-то делись, остались только в нескольких распадках.

Хотя при этом на самых сухих местах разрослись карликовые люпины, они совсем крошки, в ладонь размером.

Плюс сухие осыпухи потихоньку зарастают другой аридной (засухоустойчивой) флорой, типа пушистых лапок (официальное название). Я их очень люблю, их много на Орегонских вулканах.

Раньше маршрут шел через "Хребет Дьявола" - крутую осыпуху на самом краю обрыва. Теперь его передвинули вглубь, он перелезает через холмы пепла, оставшиеся от извержения.

А я так любила этот кусок за адреналин. И кучу народу он отсекал, боялись.

А под конец тропа проходит по боковой долине и ведет на хребет Харди.

С него открываются роскошные виды на новое озеро Духов (Spirit Lake), созданное селями в котловине. А на заднем плане другие вулканы Огненного Кольца - ближайший Эдэмс прямо над озером.

Уже около 40 лет, как по озеру плавают стволы векового леса, уничтоженного взрывом, они свободно перемещаются по ветру, занимая иногда до трети поверхности.

А вот на суше большиство стволов уже сгнили, в основном остались могучие пни.

Похоже, что уровень озера за последние годы несколько понизился, судя по стволам, оказавшимся на берегу. Еще одно интересное образование мы увидели в одном из заливов. Большие правильные конусы в несколько метров высотой. Подойти к ним не удалось, далековато, вот как они выглядят на приближенном фото.

Судя по стволам, конусы эти были когда-то на дне озера. Как и когда они выросли? Мне кажется, что это были подводные геотермальные источники, которые потоком выносили пепел со дна на поверхность озера, а потом он осаждался в воде конусами, отсюда и правильная форма.

Удивительно, что на хребте Харди цветочное великолепие как-то поуменьшилось. Больше всего там было цветущей клубники. Цветочки конечно прелесть, но вот ягоды у нее совершенно невкусные.

А вообще ужасно здорово сидеть на высоком хребте и разглядывать мир под ногами. Время течет совсем незаметно, особенно под вкусную еду.

А неподалеку от нас распевал местный жаворонок, ну просто без остановок. Явно токовал, ибо ничего кругом не замечал, и его удалось заснять поближе. Оказывается у него на голове рожки, и токуя, он их топорщит.

Но в конце концов надо вставать и идти обратно, те же 6 км, с неплохой горкой в самом конце. Вон там вот вдали обсерватория и наша парковка.

И с толпами людей - время позднее, понаехали. Но зато везде цветочки!

Tags: day hikes, washington state, wildflowers