mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri

Исландия: Плавание к леднику под дождем

В общем, заголовок адекватно описывает первую половину среды. На этот день у нас была заказана экскурсия, состоящая из двух частей. Первая часть, утренняя, было плавание на надувной лодке-Зодиаке к леднику по лагуне Ёкудльсарлон. А потом во второй половине дня мы должны были поехать на прогулку по другому леднику, Скафтафель, и там ходить своими ногами, обув кошки, взяв ледоруб, и в сопровождении гида, чтоб чего не вышло.

Утро началось с дикого ветра, так что трудно было даже просто открыть дверь на улицу и выйти из нашего чудесного домика. Наши три бедных водителя должны были рулить, крепко вцепившись в колесо, машины чуть не сдувало с дороги. В особенно ветродуйных местах начинали петь и свистеть на ветру боковые зеркальца, а расход безина повышался вдвое.

Дорога на восток от нашего домика отличалась обалденной красотой. На небе творилось нечто невообразимое, дождевые тучи, просто облака слоями, солнце и дождь стеной.

В общем, несмотря на дикий ветер, мы постоянно открывали окошки для фотографирования, что несколько напрягало нашего водителя. Наличие солнечных участков вселяло надежду на улучшение погоды, но когда мы через полтора часа доехали до ледниковой лагуны, там шел непрекращающийся дождь. Правда мы были одеты по погоде. А потом нам еще выдали изолирующие костюмы для выживания в ледяной воде. Ходить в них неловко, но зато они изолируют от дождя снаружи.

А лагуна, как и ожидалось, оказалась ужасно красивой и интересной. Нерпы играли прямо между берегом и большими ярко-синими айсбергами. Твари они любопытные, и явно очень интересовались людьми. А мы ими.

Айсберги были особенно синими в дождь, это известный феномен, который мы не раз наблюдали на Аляске. От этого воздух вокруг казался не серым, как обычно в пасмурную погоду, а синеватым, что четко видно на фото.

Голубое сияние разливалось в воздухе и от самого ледника. Ледник был черным от пыли на старых поверхностях, и ярко-синим на свежих разломах.

Вот например свежий айсберг на фоне старого ледяного склона.

Прогулка на лодке оказалась длинной и очень интересной. Нам досталась в качестве гида совсем юная деваха, переполненная совершенно щенячьего энтузиазма. В конце концов, что может быть лучше, чем быть 20-летней красоткой и спортсменкой, которой удалось найти работу своей мечты и жить в самом лучшем месте на Земном шаре? Ох, где мои 17 лет? Неужели у меня это когда-то в какой-то степени было? Деваха рассказала нам массу интересного про ледник, про лагуну, про жизнь в Исландии, а мы все тихо любовались и радовались.

Около языка ледника, впадавшего в лагуну, развиднелось, и дождь малость перестал, над ледником вообще было светло и чуть не ясно. Ледяная шапка со своей собственной погодой во всей красе.

И бесконечные айсберги вокруг.

Особенно красивы те, что успели разок перевернуться. Их прежняя подводная часть здорово подтаяла, образовав причудливые узоры, и стала полупрозрачной и особенно синей, стеклообразной. Совершенно невозможно было перестать их снимать.

Правда фотоаппарат можно было доставать только, когда лодка стояла более-менее неподвижно. Во время движения надо было покрепче держаться, исландцы, как и русские, явно любят быструю езду, и Зодиак скакал, как кузнечик.

Полтора часа экскурсии прошли одним мигом. После чего нам надо было пообедать, уже самим, и переехать к началу второй экскурсии в Скафтафель. А по дороге мы снова попали все в тот же ветер и дождь. Который вдруг закончился, всего километрах в 5 от Скафтафеля. Впрочем, когда мы туда доехали, то выяснилось, что следующую экскурсию отменили из-за дикого ветра, чтобы нас с ледника не сдуло. Нам удалось ее переназначить на следующее утро, нам клятвенно обещали, что прогноз погоды хороший.

В Скафтафелле совершенно отлично гулять и хайковаться. Времени у нас правда было не особо много, на вечер была назначена вечеринка в честь дня рождения, и двое наших друзей как раз в это время готовили чудесную баранину, которую мы купили у хозяев домика. Ближайшая короткая тропа вела в водопаду Свартифосс (т.е. Черному), туда мы и пошли. В общем, прогулка сама по себе была хороша, где-то 4 километра с умеренным подъемом и красивыми видами вокруг, цветочками на защищенных от ветра склонах.

А сам водопад порадовал черными базальтовыми карандашами.

И всем был бы хорош, если бы мы не прожили 10 лет около Ущелья реки Колумбия, где таких водопадов пара дюжин, а есть среди них и побольше, и по-интереснее. Опять, конечно, мой снобизм мне жить мешает, но куда деваться? Я теперь мечтаю, если еще раз попаду в Скафтафель, пройти гораздо более длинный маршрут к ледникам. И может вообще уйти в горы там на пару дней, надо посмотреть, какие у них есть экскурсии подобного рода.

На обратном пути ветер разгулялся не на шутку, было еще хуже, чем утром. Дорога идет перед крутыми базальтовыми склонами, которые отделяют Южный берег от верхних плато и вулканов с ледниками. Естественно, везде текут водопады самых разных размеров, и обычно на отвесных участках и ступеньках вода находится в свободном падении. А тут от ветра водопады потекли вспять: как только поток достигал первой отвесной ступеньки, ветер уносил падающую воду наверх в воздух и обратно на плато. Такие инвертированные водопады напоминали гейзеры, и "курились" по всем краям плато. Похоже, что донизу вода вовсе не доходила.

И конечно совершенно невозможно было перестать фотографировать отвесные края плато, скальные бастионы и крутые ущелья, дикие камни, и россыпи овец везде, где трава.

Правда, на фоне общей живописности, местные фермы производят несколько удручающее впечатление. Процветает туристический сектор и все, с ним связанное, а реальная сельская экономика видимо в некотором застое, встречаются заброшенные сараи и жилье, обшарпанные красные крыши церквей, темные провалы окон.

А вечером была вечеринка, безумно вкусная баранина с салатом из местных овощей, теплые и любимые друзья, и полное счастье. И закат за широкими окнами домика, красиво освещающий окаменелых троллей.