mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri

Поход 2019: первые два дня

День первый: Долина ручья Фелпс и верхние луга

Перед походом вечером в субботу все собрались у нас на даче, откуда до начала маршрута ехать чуть больше часа. Перебрали рюкзаки, все взвесили (чтобы никто не нес слишком много), приготовились. Ну а потом, как положено, ужин, выпивка и треп, но недолго - утром в воскресенье надо было вставать рано.

День выхода всегда психологически сложен. Вроде все готово, а на душе сомнения - а могу ли я, а хочу ли я, ну и вообще "а для чего мне, дураку, все это надо?" Поэтому все двигались по маленькому дачному домику как сонные мухи, физиономии были мрачноваты, а шутки - несколько натужны. Проще всего было поскорее съесть завтрак, и отбыть в путь, встретить лицом к лицу неизбежное. Ибо решили.

Самым неприятным сюрпризом этого дня стала дорога к началу маршрута. Собственно эта гравийка никогда не была хорошей, уже в 2005 году по ней было страшновато ездить. Лучше она не стала, за эти годы ремонтом никто так и не озаботился. Поэтому последние 2.5 мили нынче просто кошмарны: булыжники, желоба, колдобины, скользкая глина и ямы с водой. В общем, расстановка машин на начало и конец маршрута произвели на меня сильное впечатление. Хорошо еще, что расстояние небольшое, за полчаса мы управились.

А потом впряглись в рюкзаки и пошли по тропе, сначала она почти не набирает высоту, следуя по краю долинки ручья Фелпс. И дождик начался, как нам и обещали, сначала совсем тихонько, так что я по дурости не стала залезать в непромокаемую куртку. А дождик потихоньку все усиливался, пока я совсем не промокла. Кругом было очень красиво, несмотря на дождь. Грибов было полно, но все не те, впрочем, я знала, что в этом году хорошие грибы встречаются только наверху, тут было низковато, чуть больше километра над уровнем моря.

Потихоньку дошли до нижних лугов, где начинаются совершенно роскошные стоянки, но нам хотелось подойти как можно ближе к перевалу, который нам предстоял на завтра. Прошли нижние луга, в какой-то момент так промокли, что зажгли костер и сделали супчик с чаем. Заодно проверили новую растопку: раньше всегда брали с собой напалм в тюбике, а тут его в магазине не было, пришлось брать какую-то "долго-горящую" бумажку с пропиткой. Оказалась хуже напалма, но все же помогала, ибо дрова кругом были в основном сырыми. Правда наши костровые конечно и так бы смогли, у них 40 лет опыта и т.п., и вообще предложение использовать растопку их обидело до глубины души. Разве что пожечь, чтобы меньше нести...

У костра вышел спор идти ли дальше, наверху, по воспоминаниям и описаниям, была стоянка прямо в полукилометре от ледника, на узком скальном отроге, который торчит над долиной и лугами рядом с небольшим водопадиком. Однако по дороге туда ждал крутой и довольно длинный подъем, а наверху лежали плотные облака. Зато пониже была хоть какая-то надежда на конец дождя. Так что решили пройти до начала крутого подъема, где тоже нашлась хорошая стоянка. Что мне нравится в нашей группе - это процесс принятия решений по консенсусу. А к вечеру дождь закончился, и мы смогли даже просушиться у костра. Такая ежедневная сушка барахла скоро вошла в традицию.

День второй, ключевой - Паучий Перевал

Главным препятствием на нашем маршруте был Паучий Перевал (Spider Gap), высотой около 2,4 км над уровнем моря. В наших краях это немало, ибо уровень моря совсем рядом. Ледники обычно как раз и начинаются где-то с 2,5 километровых высот. Вроде бы перевал назвали из-за формы ближайшего ледника в виде паука. Но до ледника надо было еще дойти. С погодой нам в понедельник везло, облачно, пасмурно, но облака высокие, иногда прорывается солнце, как например с утра пораньше, и дождя вроде не предвидится.

От лугов тропа крутым серпантином поднимается к верхней долине и ложу ледника по сильно заросшей осыпи под огромной и гладкой скальной стеной. Стену эту вылизали древние ледники, и она смотрится очень внушительно, от нее открываются великолепные виды на всю нижнюю долину с лугами.

Но тропа там очень крутая, буквально носом задеваешь склон. Поэтому выход наверх на ступеньку, от которой начинается ледник, и с которой вниз падает речка, воспринимается как счастье.

На ступеньке безумно красиво, в какую сторону не глянь.

Собственно, это и есть тот самый хребтик над долиной, с последними хорошими стоянками перед перевалом.

Вчера тут было мокро донельзя, а теперь облака поднялись высоко, вся красота здешних мест была как на ладони. Рядом находится Красная Гора с осыпями цвета ржавчины среди серых скал долины, а спереди лиственницы начинают уже желтеть, а склоны горят от алых листьев черники и кистей рябины.

Рябина в наших краях всегда выдает рекордные урожаи, неважно, холодная или теплая зима нас ждет. С хребтика трудно уйти, хочется смотреть и медитировать, а вовсе не впрягаться в лямки рюкзака. Помогает то, что без движения мерзнешь.

В былые годы большая часть подъема на перевал шла по леднику. Правда, я его оба раза обходила справа по скалам, оттуда отличные виды на соседнюю долину, но вот залезать на них было ломотно, не опасно, а просто физически тяжело. Поэтому в этот раз пошла со всеми, годы мои уже не те! В холодном 2010-м ледник занимал большую часть верхней долины, я дальше буду ставить рядом фото из 2010 и 2019 годов. Вот это 2010, верхний цирк ледника

Но нынче ледник настолько потаял и развалился на небольшие сегменты, что его переквалифицировали в снежник. Правда и лед, и трещины остались, идти там надо очень осторожно, и не по центру, где лед истончается от бегущей под ним воды, а сбоку, но при этом не у самого края.

Выход на ледник прекращает все любования - надо смотреть под ноги. И круто, очень круто. Хорошо, что у большинства из нас были микроспайки - резинки с шипами на ботинки. Падать там без ледоруба никак не стоило, это означало полет с ускорением к нижнему концу снежника-ледника с торможением на камнях. А тащить ледорубы ради одного дня пути нам совершенно не хотелось, взяли только по паре палок. К счастью, голого льда не было, скорее фирн - затвердевший снег, и с камешками, на которых подошва неплохо держала. Большинство трещин удавалось обойти, переходить пришлось только через одну, а она была узкой.

Проблема была в том, что между сегментами ледника приходилось пробираться без тропы по каменистой осыпи-морене с подвижными камнями разного размера. Снимать микроспайки каждый раз не хотелось, и мы двигались вперед медленно, со скрежетом металла по камням, периодически съезжая вместе с камнями. Все это передвижение напоминало известную песню про "две шаги налево, две шаги направо, шаг вперед и две назад".

Вот верхняя часть ледника в конце августа 2010

А вот нынешний сентябрь 2019. В отличие от 2010 года, на самом верху около перевала ледник совсем потаял.

А перевальный взлет очень крутой и покрыт едва держащимися камнями разного размера. Мне показалось, что там была тропа, но каждый шаг вверх вызывал сползание вниз. Было страшновато вызвать каменную лавину и улететь на ледник, поэтому пришлось долго и медленно выбираться вбок, прежде чем идти вверх. К счастью, увидев мои страдания, остальная часть группы ушла вверх и в сторону, чтобы обойти поганую осыпуху. Вон они справа по склону осыпи лезут.

А мне после получаса таких переползаний, удалось-таки вылезти на более-менее хорошую тропу на самом перевале, и перевести дух. И наконец отвлечься от камней под ногами на виды впереди, в долине озер Лайман (Lyman Lakes).

Впрочем, залезание на перевал вовсе не означало конец приключений. Предстояло еще спуститься, прямо вниз, без какой-либо тропы, и через два крутых снежника. Оставалось только радоваться, что камни осыпей были пока сухими, а на снежниках не лежал новый скользкий снег.

Правда один из снежников в верхней части обтаял до голого крутого льда, надо было обойти, так что путь по осыпи еще увеличился.

Шли крайне осторожно и неспешно, сползали помаленьку, я только старалась не отвлекаться на фотографию. Надо сказать, что предыдущие два похода условия была намного лучше, снега было много, поэтому получалось более полого, и можно было выбрать траекторию полегче.

2010:

Впрочем даже тогда в 2010-м мы привязывали маленькую девочку к ее папе на веревке, ибо было круто.

Но по крайней мере при всех неприятностях спуск был недлинен, около часа. А погода не уставала радовать. Когда мы слезли с последнего снежника, внезапно пошел мелкий дождик, а на небе сквозь облака засияло солнце, и все склоны засверкали от текущей воды.

Потом облака слегка разошлись, и вся долина заиграла красками. Одна сторона была черно-белой: озера Лайман питаются от крутого ледника в обрамлении черных скал.

А противоположный склон долины был покрыт ржавого цвета осыпями и красными кустиками черники.

Вдоль ручейков росли поздние цветы, вроде роскошного куста огня прерий.

Дно долины покрывает вода, оливково-аквамариновая от ледниковой взвеси. Айсберги, к сожалению, в этот раз по озерам не плавали.

А вот это фото из 2005-го года (правда, тогда был август, а не сентябрь). И мы даже искупались среди айсбергов.

А нынче купаться не хотелось, холодно, ветрено, да и времени маловато. Все кругом было разноцветное, а освещение менялось каждое мгновение. В какой-то момент стало так тепло, что даже жарко, мы сели отдохнуть и разделись. А через 10 минут задул ледяной ветер, и мы снова залезли в недосохшие куртки.

Облака ползли поперек долины, застревая на крутых вершинах окрестных хребтов, освещение менялось каждую минуту с каждой стороны, перестать фотографировать было просто невозможно.

Начали появляться деревья, лиственницы и елки, маленькие и кривенькие, видимо условия там суровые.

Мы наконец вышли на хорошую тропу. Где был возведен монументальный знак про запрещение костров на верхних озерах Лайман, вот эта табличка.

Хотелось подольше побыть наверху, но становилось очевидно, что погода будет и дальше меняться, и скорее всего - к худшему. Силен был соблазн разбить лагерь у верхних озер. Но мы уже замерзли прошлой ночью, а тут было еще выше, чем на лугах под Паучьим Перевалом. Да и костер развести очень хотелось. Надо было сваливаться к нижнему озеру, вроде рукой подать, если глядеть сверху, но шли около 2-х часов.

Вот он, бесконечный спуск в конце трудного дня через высокогорную тундру с редкими лиственницами, еловый лес, а потом альпийские луга с роскошным закатным видом на пик Бонанза и на нижнее озеро Лайман внизу в котловине.

Наконец дошли до моста через речку под нижним Лайманом.

И тут же нашли несколько отличных белых, как раз на сковородку и на ужин. Лагерь разбивали уже в сумерках, а устали так, что не стали рассиживаться у костра. Но были ужасно довольны - перевал прошли, и планы выполнили, и вообще - могем!

Одно огорчало - прогноз погоды. В этом году у Леши был с собой навигатор ДеЛорм с подпиской на сервис доставки прогноза. Когда поход только начинался, нам обещали плохую погоду в воскресенье. Получше - в понедельник, так и оказалось, погода была вполне хороша, и мы насмотрелись дивных видов вокруг Паучьего перевала. Назавтра во вторник опять обещали дождь, а со среды солнце и благодать. А тут прогноз изменился на плохой на всю неделю. Но нам было так хорошо после трудного, успешного и красивого дня, что даже думать о будущем не хотелось, авось как-нибудь.