Впрочем прежде чем попасть в весну, нам надо было проехать сквозь зиму и заночевать на даче. В пятницу вечером мы бодро загрузились в машину, и уже в 9 вечера в полной темноте заехали на давно родную подъездную дорожку к дому, где на полной скорости 20 км в час застряли в новехонькой канаве, полной жидкой грязи. И ведь можно было этого ожидать. В декабре прошлого года нам тянули электричество к новому дому, для чего и выкопали канаву. Однако как следует ее засыпать не смогли, земля промерзла и перемешалась со снегом. Зимой все это продолжало оставаться замороженым, и можно было спокойно ездить, канава была совсем неглубокой. А весной это все растаяло, потекло, просело, и образовался ров глубиной чуть не в полметра, полный жидкой грязи. Куда мы и сели передними колесами. Решивши, что утро вечера мудренее, а идти до дома всего метров сто, мы пошли спать. А утром, взявши лопаты, двинулись на раскопки. Надо сказать, мы уже позабыли, что мокрая глина копается крайне плохо, а так, как машина села на живот, то подкопаться сбоку нам не грозит.
И только мы осознали, что годы наши уже не те, кураж тоже не тот, самим нам машину не достать, как на дороге показались молодые ребята, мальчик и девочка лет по 20 с копейками, они собаку прогуливали. "А вы похоже застряли!" - констатировал мальчик очевидный факт. Мы согласно закивали головами, хотя хотелось материться. "Ладно, сейчас я вас вытащу". Мы с недоверием переглянулись, подумав, что у него наверно джип, которым он нас сейчас попробует потянуть. Что вряд ли получится, учитывая, что у нас довольно крупная Хонда. Однако мальчик поскакал вдаль по дорожке, и вскоре раздался звук трактора. "Андрюша, - говорю я, - это трактор!" - "Какой такой трактор?". Тут и впрямь показался трактор с ковшом. Мальчик поставил трактор на распорки на асфальте, надел на ковш цепь, забросил ее за планку для прицепа на нашей Хонде, после чего вируозно ковшом приподнял зад нашей машины и аккуратно вытянул ее кверху из канавы. Сделано все было быстро и ювелирно, вот какие у нас есть на даче соседи! К счастью, у нас был с собой кэш, мальчик недолго отнекивался и был явно рад, что ему за работу заплатили (если кому интересно, $40). Мы сразу стали его уговаривать подрядиться чистить у нас снег по зиме, но он не клюнул, видимо, у него и так для трактора дел много.
Ну а нам еще в пятницу вечером стало понятно, что походить около дачи нам не светит, в грязи утонем. Ну и вообще, лучшее место по весне в наших краях - это славный город Венатчи.
Находится он примерно в 60 милях от дачи на восток, в долине реки Колумбия, где в нее втекает река Венатчи.
А река эта вытекает около дачи из озера Венатчи. Собственно, так называлось индейское племя, жившее в этих краях и питавшееся от необыкновенно изобильного хода лосося по местным рекам. Племя частично вымерло еще до непосредственного появления белых переселенцев. Дело в том, что болезни, завезенные в Америку белыми, начали распространяться по континенту гораздо быстрее самих американских пионеров. Индейские племена очень быстро акцептировали лошадь, что резко увеличило их мобильность, вызвав массовые переселения и войны. Ну и новые болезни тоже разошлись по всем племенам вместе с лошадьми. А остатки племени Венатчи были переселены в соседние индейские резервации Колвиль и Якама, где вроде бы они и остаются до сих пор, те, кто не ассимилировался в белую жизнь.
Обе реки, и Колумбия и Венатчи, прокопали могучие многоярусные долины в вулканических породах. Около 16 миллионов лет назад массовый вулканизм покрыл Западный Берег 2-3 километровыми пластами базальтовых лав и туфов (пеплов). А нынешние долины возникли сравнительно недавно, после последнего оледенения около 14 тысяч лет назад. Когда возникшее в результате таяния ледника огромное озеро Миссула в Монтане переполнилось, прорвало перемычки и стекло в Тихий океан, сформировав нынешнюю долину Колумбии. Пишут, что катаклизм этот был крайне бурным и коротким, типа вся вода из озера, покрывавшего большую часть Монтаны и кусок Айдахо, стекла в океан за три дня. Каждый раз, когда я об этом думаю, радуюсь, что в тот момент индейцы до этих мест еще скорее всего не дошли. Впрочем, если даже и дошли, то следов от них остаться не могло...
Места по долине реки Венатчи необыкновенно благодатные: много воды, стекающей со стоящей на западе стены главного хребта Каскадов, больше 300 солнечных дней в год. Житницей штата не назовешь - злаковые выращивают не снизу, а на самом верху плоскогорья над долиной. А в долине бесконечные фруктовые сады и виноградники, ох, какие там фрукты!
Город Венатчи сам себя называет "Яблочной столицей мира" (про Алма-Ату они не знают, а то бы может побратались), но основная культура это груши. И весной это все расцветает со страшной силой. А самое для меня вкусное - черешня, вот ужо, в июне пойдет, и я оттянусь по полной. Такой вкусной черешни я не пробовала даже в Японии.
Места очень живописные - задник из высоких снежных гор, складчатые холмы, глубокая синева рек.
И чуть отойдешь от воды - сухо, экосистема там - типичная полынная степь.
В распадках иногда растут тополя, указывая, где копать колодцы для воды. А повыше на склонах - огромные сосны пондероза, которые легко переносят засуху, если есть зимний снег.
Весной эта степь цветет, и зрелище это очень достойное и весьма короткое. Поэтому уезжать из наших краев в апреле совсем не хочется.
А еще жители города Венатчи (венатчийцы?) нам необыкновенно нравятся своей хозяйственностью. Всякий клочок земли по низам полит, окультурен и приносит урожай. Холмы повыше застроены домами для богатых с отличными видами на окружающие каньоны. А дальше и выше домов - предгорья, где большие массивы земли закуплены всевозможными местными добровольными сообществами по охране природы и развитию туризма. Процесс покупки земли и последующего обустройства дорог, парковок и трейлов идет постоянно и интенсивно, а результаты просто поражают. Получаются огромные парки, с десятками километров трейлов смешанного использования, разрешены все безмоторные средства передвижения. Особено много там велосипедистов, но и пешеходов немало. Впрочем трейлов всем хватает, народ рассасывается и не толкается, все бесплатно и очень чисто (как везде на природе в нашем штате). Донельзя все хорошо устроено, вплоть до указателей на пересечениях трейлов. Заодно ведется работа по возрождению местной флоры (уничтожать завезенные растения и сеять нативные), ну и заботиться о фауне не забывают: все верхние трейлы закрыты с 1 ноября по 1 апреля. Сделать это довольно легко: ворота на ведущих вверх дорогах и запрещающие знаки на всех тропах. Круглый год в парках запрещена охота, поэтому туда собираются стада оленей. И вся эта благодать делается сугубо на добровольные пожертвования местных жителей (у которых явно денег много), никакого отношения не имеет ни к штату, ни к федералам, управляется теми же добровольцами, и цветет буйным цветом. Фигурально - весной цветет, когда холмы покрываются коврами золотого бальзам-корня и сине-фиолетовых люпинов.
Кстати, вся эта могучая система трейлов оставалась открытой в течении всей эпидемии Ковида. В общем, при тамошнем интенсивном солнце никакой вирус долго не проживет. На всякий случай понаставили табличек типа "Пожалуйста держите дистанцию и носите маску", а сейчас и таблички эти уже убрали. И в масках уже никто не ходит, что понятно - в Венатчи живет дикое количество пенсионеров, а их всех вакцинировали еще в феврале-марте.
А мы уже третий год всю весну в Венатчи бродим по холмам. В этом году после снежной зимы цветочки изобильны. Пока они в основном по низам, в следующую неделю-две должны массово зацвести верхи. А кроме бальзам-корня сейчас вовсю пошли люпины, местная медуница, и горные флоксы.
И хочется бродить по пока еще таким зеленым холмам под свист ветра, смотреть на запад на снежные горы, вниз на аккуратные квадраты садов, на восток, где в пыльном мареве теряются плоскогорья Центрального Вашингтона.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →