mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri
mary_spiri

Category:

Кипение страстей в японской науке

Тихий омут, где черти водятся... А если вспомнить японское стремление к гармонии ("ва") и бесконфликтности, бесконечные усилия, направленные на создание семейной обстановки на рабочих местах (конечно, с конфуцианским понятием семьи), то не перестаешь удивляться, когда в очередной раз появляется пример разгула диких страстей в японской науке.

Как, например, вот этот, широко обсуждаемый везде и всюду: (спасибо сестре за ссылку!).

http://www.svoboda.org/content/article/26520264.html

Случилось все это в той же конторе, где я проработала 5 лет, правда, в другом кампусе, в Кобе, и людей этих я не знала. Однако подобные вещи случались и по соседству с нами, в Институте Мозга через дорогу, например, незадолго до нашего отъезда из Японии в 99-м. Вдруг некий ученый почувствовал себя плохо, и у него оказалось мощное отравление азидом натрия (который по действию похож на цианистый калий, и действует на те же ферменты дыхательной цепи, подавляя вплоть до смертельного исхода). Полиция выяснила, что дозу он получил с кипятком из чайника. В углу абсолютно каждой японской лаборатории стоит термос-чайник с кипятком (всегда есть горячая вода, подходишь, делаешь себе чай/кофе/суп, или лапшу-рамен). Так вот в этом кипятке кто-то растворил дикое количество азида натрия. Эта огромная концентрация и спасла выпившего, его тут же вывернуло наизнанку, иначе бы он умер. Но выяснить, кто азид сыпанул, так и не удалось: под тягой в углу нашли килограммовый мешок с азидом, так что доступ к нему был абсолютно у всех желающих. При этом было ясно, что целью был именно тот самый мужик, ибо только он один торчал в лабе все дни и ночи, включая воскресенье. Если бы хотели отравить всех, то не стали бы это делать поздно ночью в воскресенье. И все равно до потенциального убийцы докопаться не удалось. А когда я уже уехала, то еще более крутой случай произошел, один ученый другому в спину нож воткнул. Подошел сзади, и тык, не долго думая и ничего не говоря. Тоже насмерть не убил. Тут уже полиции было ясно, кто втыкал, но вот с мотивами разобраться было совсем нелегко. Вроде как пострадавший воткнувшему дорогу перешел в карьерном смысле.

Я конечно совсем не претендую на знание ответов, но если попытаться сформулировать то, что мне кажется... Япония - чуть ли не единственная из развитых стран, которая постоянно и неуклонно увеличивает ассигнования на науку. И это конечно ужасно здорово, и для Японии, и для науки (блин, прям хоть мигрируй обратно!). И престиж ученого и науки там велик и могуч, и селекция идет мощная. Чем круче контора, тем круче селекция. Мой знаменитый профессор (мир праху его!) к себе в лабу брал только из лучших 2 процентов студентов Университета Тохоку (в котором училось больше народу, чем в МГУ, 20 000 студентов). Институт РИКЕН известен избирательностью и жесткостью критериев, плюс все позиции там временные, лет на 5. Так что получается, что если в японской науке допустишь ошибку, неважно, намеренную или нет, то тебе хана (впрочем, по-японски, "хана" - это цветок, так вот я имею в виду русский песец, а не японский цветок). Кроме того, всем известно, что в условиях жесткой конкуренции один из способов продвинуться - это двигаться по головам, топить других, а такие люди любовью окружающих не пользуются. И тут уже и они сами не прочь нож в спину воткнуть, и все вокруг готовы им ответить тем же. Кроме того, многие выдающиеся ученые по своим моральным качествам люди довольно сомнительные, а у некоторых - и вовсе крыша съезжает. И начинаются дурные схемы, вроде азида натрия подсыпать.

А в истории со стволовыми клетками, похоже, столкнулись Запад и Восток. Милая девушка по фамилии Обоката явно научилась подделывать данные еще в Гарварде. Похоже, что сейчас возникла устойчивая традиция в топовых американских университетах - если работа идет не так, как тебе хочется (что бывает почти всегда), то надо немножко подтасовать, и вуаля. А известная научно-желтая пресса, английский Нэйчур - они с удовольствием схватятся за любую сенсацию, им пофигу, что потом придется статью отзывать, главное - шум-гам на весь свет. Так что японская девушка освоила метод, и привезла его в Японию. Где бедный великий ученый Сасаки решил поддержать японский зачин. Это ведь так круто, быть лидерами по стволовым клеткам. Наконец-то японские вложения в науку стали приносить результаты - и Нобелевская премия, и вот такое открытие. Тут-то быстро и выяснилось, что подтасовка. Японская наука пока вполне способна к самоочищению, у них положено быть честными, и следить, чтобы другие вокруг тоже вели себя честно. И бедной Сасаки понял, что его купили, как лоха, что он лицо свое, великого ученого, потерял, и от стыда он покончил с собой, что в Японии дело частое. Честные они в Японии, стыд и совесть имеют (особенно если простые люди, а не политики). А вот девушка Обоката  в Гарварде явно усвоила американские ценности, с собой не покончила, живет себе, а с возмущенной научной общественностью общается через адвоката. Интересно, может теперь Гарвард ее захочет взять обратно, такой кадр пропадает!
Tags: japan and japanese
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments