mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri
mary_spiri

Category:

Вирус Эбола и недофинансирование американской науки

По радио, телевидению, в газетах, журналах и в интернете - везде стон стоит о том, что вот если бы американская наука не была столь недофинансирована, то никаких проблем с Эболой бы и не было, вакцину бы давно сделали, и лекарства, и вообще всю Африку бы вылечили!Сразу скажу, я в общем тоже страдаю от недофинансирования науки, моя контора вот-вот дуба даст (год, два максимум). Проблема серьезная, когда грантовые деньги дают только на 5-8% поданых заявок, это недостаточно, хороших проектов обычно 15-20%, и многие из них умирают, не начавшись. Плохо! С другой стороны, очевидно, что даже эти вот 5-8% часто дают не тем, они расходятся по "своим", членам всяких неофициальных "клубов по поддержанию взаимных интересов" (old boys club). Так, например, проблема нашей конторы в том, что наш директор, очень крутой и порядочный мужик, всю жизнь играет не по правилам, умудрился перейти дорогу "важным людям", пытается делать науку, а в околонаучной политике идет напролом, ему не до политеса, вот его и не любят, и гнобят. И непременно загнобят, если он на пенсию до того не уйдет. А наш декан университетский - он играет по правилам, у него могущественные друзья, и у него есть гранты ездить в Антарктиду за счет налогоплательщиков, изучать микробов в фумаролах вулкана Эребус. Опять-таки, не поймите меня превратно, я целиком и полностью "за", наука нужна всякая. И все же река Колумбия, коротой мы пока занимаемся, но скоро перестанем, рядом, из окна видна, а вот вулкан Эребус на другом конце света. Так что и имеющиеся деньги можно было бы вкладывать гораздо умнее.

Возвращаясь к Эболе, как мне кажется, стонут и плачут громче всех именно те, у кого деньги и так есть. Конечно, денег всегда не хватает. Но вот посмотрите - Национальный Институт Здоровья, их президент Др. Коллинз, его голос звучит громко и убедительно - их бюджет был заморожен, не растет уже несколько лет, кошмар и ужас, и причина кризиса с Эболой. И это говоря люди, у который бюджет ЕСТь, им даже не надо обращаться за грантами, они не тратят время на бесконечную писанину, и могут себе позволить покупать безумно дорогое и часто не особо нужно оборудование. А в нашей университетской лабе уже два года нет ни доллара на исследования (ладно, зарплата пока идет).

Поначалу я слушала плач по поводу Эболы даже с некоторым сочувствием - и впрямь науке деньги нужны, обязательно надо вкладывать. А потом начала чесать репу и прикидывать, а не является ли весь этот стон очередной попыткой "важных людей" срубить еще бабла путем запугивания необразованых идиотов? И тут во всей красе, как чертик из табакерки, появился мой прежний босс из Университета штата Вашингтон, Майкл Кейтс. Он теперь торчит во всех местных телевизионных программах в Сиэтле, появляется и на национальном телевидении, и везде его гланая мысль следующая: "Мы занимаемся Эболой на переднем крае науки, достигли небывалых успехов, а нас недофинансируют! Если бы нам дали еще денег, мы бы всех спасли! И вообще американское правительство показало полную неэффективность в кризисе с Эболой, недооценило страшную угрозу американским гражданам, поэтому нас недофинансировало, хотя мы постоянно просим бабок. Но еще не поздно, вот если нам сейчас еще подкинуть бабок, то мы всех спасем, а если нет, то все погибнут от Эболы", и т.д., по кругу. Я конечно несколько утрирую, так как очень сильно не люблю Кейтса. Но суть именно такова - бабок, дайте нам срочно денег, а не то вы все помрете!

Надо сказать, что я в его лабе провела 4.5 года, участвовала в куче разных проектов, и в то время (2001-2005) была вполне в курсе проекта по изучению Эболы. Лаба Кейтса всегда занималась вещами фундаментальными, взаимодействием вирусов с клетками хозяев, изучением ответа хозяина на инфекцию, первичного, вторичного, иммунного на уровне целого организма. Эти исследования совершенно необходимы, это накопление знания, которое несомненно понадобится в будущем, но мало приложимо в настоящем для решения сиюминутных задач, между получением этого знания, и его практическим применением - годы. Денег у Кейтса всегда было море, бюджет лабы был минимум миллион долларов в год, чаще полтора-два (на базе лабы был создан целый центр по изучению болезней печени с упором на вирусы). Сотрудников тоже было человек 30-40, в противоположность самому Кейтсу, его сотрудники были на редкость умный, милый и приятный народ (что и помогло мне там продержаться почти 5 лет и завести кучу друзей).

Так вот, самый цирк был в том, что реально Эболой в то время в лабе у Кейтса всерьез заниматься было невозможно. По классификации, лентивирусы Эбола, все их штаммы, очень опасные Заир и Конго, и малоопасный Марбург, могут использоваться для размножения и исследований только там, где есть оборудoванные центры с защитой четвертого уровня. Навскидку, в Штатах я знаю только три таких места, одно армейское, и два федеральных, никакие университеты такого уровня не имеют и не могут. Подобная защита - это не только почти космические скафандры, это еще и бесконечные процедуры деконтаминации, когда сотрудникам легче писать в памперс, чем в течение часа раздеваться, а потом снова одеваться для похода в туалет. Это помещения с полностью замкнутой циркуляцией воздуха, с отрицательным балансом давления (утечка воздуха может быть только внутрь, а не наружу), и куча примочек, о которых я не имею представления. Забавно, что где-то в 2004 году в Штатах среди вирусологов ходило письмо-обращение. Несколько профессоров выступило с милой инициативой - переклассифицировать Эболу в менее опасные агенты, перевести на третий уровень защиты, пожиже, который уже вполне доступен университетам (к третьему уровню относятся вирусы СПИДА и гепатитов, с которыми я работала в нашем университете). Профессора активно подписывали это письмо, им хотелось изучать Эболу у себя в лабах, далее оно было направлено в федеральные органы, где, к счастью, все и заглохло. Интересно, а что было бы, если бы переклассифицировали? Профессора ведь сами руками обычно не работают. А я бы, лично, не очень бы хотела столкнуться с Эболой на третьем уровне защиты. Впрочем, у Кейтса неплохо работает инстинкт самосохранения, и письмо это он не подписывал.

Для исследований Эболы материал в лабу Кейтса шел из Германии. У них тоже есть супер-центр с супер-защитой, где милая тетка по имени Элке растила разные штаммы Эболы в культурах человеческих клеток и ставила эксперименты. После чего все биологические материалы тщательно стерилизовали и проверяли на отсутствие живого вируса тремя разными тестами. И отсылали в Штаты к Кейтсу. Впрочем, даже в безопасном виде, материалы боялись снабжать настоящим описанием. Ибо на почте и на таможне люди работают, им может не понравиться слово Эбола, уже тогда (2004) вполне известное широким массам. Поэтому все эти материалы называли "образцами человеческих белков". Что было в общем правдиво (правда, хоть и не вся), ибо после того, как культуру человеческих клеток, зараженых вирусом, как следует раздолбать-гомогенизировать, главный компонент там конечно же будет человеческий белок. А в лабе Кейтса уже смотрели, какие именно белки/РНК появляются в ответ на инфекцию в человеческих клетках. Главная проблема этого чудесного сотрудничества было запредельное время, которое проходило от момента планирования до осуществления экспериментов. Центры 4-го уровня защиты требуют детальных обоснований каждого эксперимента, все бумажки рассматриваются специальной комиссией, и процесс может легко занять 3 месяца.

Честно скажу, я не очень в курсе, откуда Кейтс сейчас берет свои образцы человеческого белка для исследования. Очевидно, что у себя он Эболу не растит. Уже не в курсе, сколько денег есть в лабе, большая часть моих друзей оттуда сбежали (и очень тому рады). Но я не верю, что денег нету, и не верю, что результатом работы может быть что-либо, отличное от пары статей в приличных журналах. Бедные африканцы будут умирать от Эболы, несмотря на эти статьи. Более того, в условиях нынешнего кризиса полезнее будет потратить дополнительные деньги на организацию нормальных госпиталей в Африке. И конечно, улучшить финансирование науки надо, например, за счет сокращения военки, но вот кто и когда на это здесь пойдет? Но НЕ НАДО давать больше денег все тому же Кейтсу, или Коллинзу, у них они есть! И не надо накручивать истерию по поводу еще одной великой угрозы всему человечеству, у нас уже есть глобальное антропогенное потепление, лучше бы его отменить, а не новую угрозу добавить.
Tags: science-biology
Subscribe

  • Сезоны и наши привычки

    Выросла я в Москве и окрестностях, и сезонность всегда играла большую роль в моей жизни. Зимой я впадала в спячку, холод я не люблю, хотя терпеть в…

  • Про доносы и доносительство в разных странах

    Тема эта приобрела нынче особую актуальность в связи с расцветом доносительства и стукачества в нынешней России. Мне правда крайне трудно сказать из…

  • Про гибридизацию систем

    "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань" (Пушкин, Полтава)- давеча читала блоги и встретила мысль о том, что как славно было бы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments