mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri
mary_spiri

Category:

Заимствованное и свое

Исторически, существенная часть японской культуры (навскидку: буддизм, конфуцианство, иероглифы) была заимствовала из Китая (более тысячи лет назад, то есть довольно давно даже по азиатским меркам), а нынче вполне ощущается, как своя специфически японская (хотя китайцы считают японцев бледными эпигонами их великой культуры). Японцы охотно заимствуют чужое, причем очень умело превращая в свое.

Их автомобили, исходно скопированные у немцев, получаются вполне на немецком уровне, а то и лучше. Сами японцы считают, что вот теперь бы им научиться самим с нуля изобретать, креативность приобрести, и будет совсем хорошо. Но вот с креативностью как-то не получается, система забивания гвоздей по самую шляпку сильно мешает развитию этого качества. Так что пока в заимствовании японская сила. Заимствуется все подряд, так что новые американские праздники, которые теперь как свои, - это так себе, бантики, ерунда, им всего несколько десятков лет. Они не могут всерьез соревноваться с буддизмом, который пришел в Японию в 9-м веке. До сих пор около Нары стоит первый буддийский деревянный храм Хориюдзи, построенный в конце 9 века, несмотря на ужасную японскую историю, он ни разу не горел, и производит очень сильное впечатление. Особенно если приехать в будни, под вечер, когда народу мало, долго идти к нему от станции через обычную японскую застройку, и потом увидеть 7-ярусную пагоду среди сосен, и огромные ворота.

Что же касается 12 календарных животных и 12-летних циклов, в Японии они воспринимаются как само собой разумеющееся. Год Зайца, или там Дракона, все покупают соответствующие талисманы на Новый Год, в храмах не протолкнуться, и синтоистских, и буддийских, а потом ажиотаж заканчивается. Ну иногда в синтоистком храме, посвященном диким свиньям, на год Кабана устривают представление дрессированых кабанов, дают их погладить-покормить, но опять-таки без особого ажиотажа. И всякие тесты на людскую совместимость в зависимости от года рождения, гороскопы и т.д. особой популярностью не пользуются. Зато предсказания будущего, которые от года не зависят, в храмах покупают все и постоянно: платишь 200-500 иен (2-5 долларов), трясешь цилиндр с палочками, одна из них вылетает, на ней номер, по номеру берешь соответствующую бумажку с предсказанием. Ее еще правда надо прочесть... Совсем непростая задача, хотя перед полным предсказанием есть всегда отдельная фраза, которая его суммирует. Японцы - народ крайне практичный, все проблемы должны иметь решение. Предсказания часто бывают не особо хорошие, а то и просто плохие. В общем, если тебе не нравится, то привязываешь бумажку на ветку специального дерева в храме, тогда вроде как не исполнится (так, по крайней мере, мне объяснили). Другой вариант, как улучшить свою судьбу: можно купить специальную табличку на веревочке, и на обратной стороне написать свое пожелание фломастером, а потом повесить табличку на специальную рамку с крючками около храма. В Токио в популярных туристических храмах есть таблички с пожеланиями, написанные гайдзинами. Например, по-английски, что-нибудь типа "за мир во всем мире", "дайте мне большой и чистой любви" и т.д. Однако же, среди странных надписей, которые я находила на табличках в храмах, главный шедевр был по-русски: "Господи, помоги найти работу!". Мне очень хотелось приписать: "А какого именно Господа вы имеете в виду?", но это бы уже было кощунство. Храм был синтоистский (в Уэно, Токио), а они признают и принимают всех богов, как своих, им не жалко.

Еще в храмах, и буддийских, и синтоистских, можно решить все свои проблемы по очень сходным расценкам, доступным каждому, заплатить за снятие сглаза, за привлечение удачи, за небесную помощь при поступлении в университет, попить из священного источника, и т.д. Никакой психоаналитик не нужен при таких удобных религиях. Например, если после аборта тебе все снится неродившийся ребенок, платишь за обряд в храме, ставишь в специальной пещере среди камней маленькую статую Будды (Бодхизо), чем ты богаче, тем больше, а если денег мало, то с ладошку, потом периодически кладешь около статуи сласти, и все должно пройти. Мои иностранные друзья часто восхищались такими вот храмовыми пещерками с сотнями маленьких сидящих будд, пока им не объясняли, зачем это все делается. Периодически в газетах пишут про злоупотребления: например, как некий священник убедил прихожанок, что их проблемы со здоровьем связаны с давним сглазом, и что если они ему заплатят много-много денег, то он им поможет. Я бы сказала, что удивительно не то, что такие истории случаются, а скорее то, что их так мало происходит. Я думаю потому, что в священники приходят из традиционных семей, а храмы синто вообще передаются по наследству, старший сын в семье должен становиться священником, деваться некуда. У Нины была подружка, дочка священника синто, и девочки часто играли в храме. Жизнь у священника непроста, никуда не уедешь, ведь ты в любой момент можешь понадобиться прихожанам, а если тебя на месте не будет, не будет и пожертвованых денег тебе на жизнь. А в целом такая традиция обычно хорошо защищает от проникновения мошенников.

Все новогодние талисманы покупают на один год, на следующий Новый Год их полагается сжигать ночью на костре в храме. Мы с Ниной очень любили ходить в соседний храм в новогоднюю ночь: огромный костер, до небес, а собравшиеся люди швыряют в него прошлогодние обереги и талисманы. Существует специальный тип талисманов для исполнения заветных желаний: голова демона Дарумы (мне кажется, что буддийского, но головы обычно ярко-красные, а это цвет синто, в общем, эти религии часто сливаются). У этих голов, размером с человеческую и сделаных из папье-маше, глаза белые, слепые, и загадывая желание, ты черным фломастером рисуешь один глаз. Далее, чтобы окончательно прозреть получив второй глаз, Дарума должен помочь желанию твоему исполниться. Но неважно, исполнилось или нет, с двумя глазами, или с одним,  на следующий Новый Год все Дарумы будут брошены гореть в костер. И вот из темноты выскакивают фигуры, и швыряют в костер головы, они катятся по дровам, вспыхивают, и веет от этого древностью седой, мороз по коже. А на заднем плане гудит огромный храмовый колокол, 108 ударов, каждый очищающий мир от одного греха, и так до полного очищения.  А рядом священник разливает и раздает сладкое молодое сакэ, его дают всем, даже маленьким детям, алкоголя в нем почти нет, но очень согревает. И стоит очередь на первую молитву года: подойти, дернуть за веревку, чтобы ударить в гонг, швырнуть монетку в 50 или 100 иен, хлопнуть три раза в ладоши, про себя загадать пожелание, и срочно отойти, дав место следующему в очереди.  Ужасно мне нравилось ходить в японские храмы, не только на Новый год. Когда моя 32-летняя подруга умирала в Москве от рака, она меня попросила за нее помолиться в японских храмах. Не знаю, помогло ли это ей, но очень помогло тогда мне.

А с Ниной вообще получилось забавно. В 12 лет у нее случился аппендицит, и в больнице, уже после операции, ей пришлось заполнять анкету. Сама она была слишком слаба, чтобы писать, а я - слишком гайдзинка, поэтому пришла медсестра, принялась задавать вопросы и записывать ответы. Нина бойко отвечала, до тех пор поке ее не спросили о вероисповедании. Тут она мучительно задумалась, а потом выдала: "Наверно, я думаю, буддизм". Я тихо сползла от смеха на пол, уж больно лицо у нее серьезное было. Я-то только что поимела порцию практического буддизма. Ибо полагается сохранять все части своего тела, раньше волосы и ногти тоже входили в это понятие, к счастью, сейчас все таки их можно стричь и выбрасывать. Но никак нельзя например выбрасывать пуповину, ее высушивают, и выдают тебе вместе с новорожденым ребенком, когда покидаешь роддом. Итак во время операции по вырезанию аппендикса у Нины я, естественно, торчала в больничном коридоре за дверью операционной, пребывая в некотором ступоре, режут моего ребеночка. И тут ко мне гордо выходит хирург и в кювете выносит вырезанный аппендикс, со словами: "Посмотрите, какой воспаленный. Ну как, будете с собой брать?" Я была этой хирургине ужасно благодарна, сначала хотели отложить операцию на завтра, накачав Нину обезболивающими, что мне совсем не понравилось. А потом эта вот хирургиня, рабочий день которой уже закончился, решила остаться и сделать Нине операцию сразу тем же вечером, и сделала, причем очень качественно, лишних 6 часов работы. Поэтому я изобразила глубокий интерес к отрезанному аппендиксу, противному, окровавленному и воспаленному, но брать его себе отказалась, ну не буддист я, никак не буддист. А потом еще до полуночи мы с хирургиней сидели у постели крепко спящей Нины, и она мне рассказывала о том, как тяжело быть женщиной и делать карьеру в традиционно мужской области. Приходится жертвовать семьей, не заводить детей, и до чего же я везучая, что смогла себе завести ребенка и еще работать в науке. Утешить я ее ничем не могла, только выслушать. Вот в таких проблемах ты не найдешь помощь в религиях, ни в синтоизме, ни в буддизме...

Tags: japan and japanese
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment