В 1995-97 мы с Ниной жили на полуострове Чиба, который замыкает с севера Токийский залив (международный аэропорт Нарита, через который все летают в Токио, тоже находится в Чибе, посередке). А на самой восточной оконечности Чибы есть знаменитый парк с ирисами, куда мы как-то в воскресенье отправились вдвоем. И стараясь экономить, выбрали местные поезда, которые довозят до самого парка, но медленно, получилось 4 часа в один конец. Мы едва успели в парк до закрытия (за час до конца перестают пускать), и потом галопом носились по мосткам вдоль проток, где едва видна была вода из-под обильно цветущих ирисовых кустов. Красотища была обалденная, все оттенки синего, желтого, пурпурного и фиолетового, полный расцвет, низкое солнце, ветерок и тишина. А на обратном пути решили доехать на лодке до альтернативной железки, где ходят скоростные поезда. Лодки в парке и на заливе традиционные, маленькие, человек на 5 максимум. Kаждой лодкой управляет пожилая тетушка, причем все продвижение лодки она осуществляет вручную, с помощью здоровенного одиночного весла, закрепленного на корме. Веслом и управляют в качестве руля, и гребут странными вращательными движениями, причем очень ловко, и со стороны это все кажется акробатическим трюком. Параллельно тетушка еще и работает экскурсоводом, болтает без умолку, причем на местном диалекте, который мне понимать было сложно. Одета тетушка была, как советская колхозница, хлопчатобумажный халат и штаны типа треников, резиновые сапоги и платок на голове. Но вместо веселенького ситчика (обхохочешься!) или скучной однотонной тряпки, все узоры на тканях были красивые, геометрические, с простыми стилизованными цветами, с первого взгляда и до последнего - японские. Нина освоилась быстро, и дальше составляла тетушке конкуренцию по количеству слов на минуту разговора, а я тихо тащилась от красоты залива и проток вокруг. И так минут 30. В процессе разговора с тетушкой выяснилось, что за свои 50 с копейками лет жизни та ни разу не побывала в Токио, и вообще никуда никогда не ездила, а зачем? Кругом красота, традиционная жизнь, ирисы, сельское хозяйство, которым столь знаменит полуостров Чиба (житница Токио). А нас она пожалела, типа ездите без конца, бросает вас из страны в страну, интересно наверно очень, но ведь утомительно и напряжно. И впрямь, мы с Ниной покивали. А потом, расплатившись по таксе (совсем недорого, 6 долларов с носа) и расставшись с тетушкой, мы на быстром поезде доехали домой всего за два часа, и это было счастье.
А воспоминания эти всплыли после посещения местного садика с ирисами. Я долгие годы к нему присматривалась, он совсем рядом с дорогой, идущей в Ущелье Колумбии, с Вашингтонской стороны. А тут заехала, и оказалось ужасно здорово. Это просторная ферма с большой площадью, с огромным сараем для сельхоз техники, однако со стороны совершенно непонятно, на чем они специализируются помимо ирисов. Другие цветы они явно не выращивают, мы ездим мимо этой фермы все лето. Зато под ирисы отведено не меньше 2-х гектаров, количество сортов зашкаливает, и возникает ощущение, что хозяин сам занимается селекцией и выведением новых сортов. Перед каждым кустом стоит табличка с названием. Мне удалось поговорить с хозяином, который занимался поливом ирисовых полей, вроде бы эти поля работают живым каталогом, приезжаешь, выбираешь и заказываешь.









Мне он разрешил пофотографировать, хотя я честно сказала, что сейчас ничего купить не могу, не до посадок и цветочков. Но в полях ирисов застряла на час, уж больно велико разнообразие.

















А вот и сибирские ирисы, те же, что в Японии, у них разнообразие поменьше, но красотища замечательная.





И неподалеку они же около прудика, в полупогруженном состоянии, как положено.

