Вулкан Рейньир - самая высокая вершина США помимо Аляски, 4,392 м, причем поднимается он почти от уровня моря, т.е. перепад от подножия практически 4 км. Близость к океану и высота определяют погоду с диким количеством осадков, и все это дает массивное оледенение, 26 главных ледников имеют площадь около 100 кв км. Возраст нынешнего конуса Рейньирa около 0.5 миллиона лет, а возник вулкан 840 тыс лет назад. Он до сих пор активен, геотермальная активность особенно велика в двух вершинных кратерах.
Вот это восточный кратер, ледник мощный, но очень рваный.
Пишут, что вершинные ледники полны пещер и тоннелей из-за фумарол, а под ледниками лежит довольно крупное, подогреваемое снизу, озеро, добраться до которого можно только по таким тоннелям (очень опасное занятие по ним передвигаться, и технически сложное). Считается, что перед тем, как упокоиться, Рейньир должен еще рвануть, и тогда будет совсем плохо: селевые потоки (называемые "вулканические лахары") должны достать до городов Сиэтла и Такомы, ибо уж больно много льда и снега на Горе, и все это растает в случае извержения. Собственно, такой лахар случился 5 тыс лет назад и прошел около 50 км к западу (как раз в сторону Сиэтла). Вызвавший его взрыв снес верхних 600 м Горы, до того высота была 4.9 км. С тех пор кратер начал снова надстраиваться за счет мелких извержений лавы и пепла, к нашему времени этот процесс приугас. Гору периодически потряхивает мелкими землетрясениями (наиболее сильные были зафиксированы в 2011 году), но, если ты не сейсмограф, то за пределами конуса они не чувствуются. Что касается опасности, то с одной стороны, вроде бы довольно успешно удалось здешнему народу пережить взрыв Сент Хеленс в 1980 году, погибло 57 человек, был большой урон от пепла в воздухе, лахарами смело всю инфраструктуру вокруг горы, но до городов все это не дошло. С другой стороны, Рейньир примерно в два раз больше Сент Хеленс, около 150 тыс людей сейчас проживают на выносах древних лахаров Рейньира, т.е. там, куда новые лахары вполне достанут. Конечно, Гору мониторят, так что мы все узнаем заранее, но сделать мало что можно будет.
Маршрут, куда мы отправились в этот раз по Викиному совету, называется Холмы Берроуз (Burroughs Mt), на фото это гряда, идущая из правого угла к Горе, ближайшая к ней.
Всего холмов три, на первые два идет официальная тропа, около 4.5-5 км в один конец и метров 400 перепада. Собственно, язык не повернется назвать это просто тропой, это - столбовая дорога, метра в 1.5-2 шириной, спрофилированная, расчищенная от камней, кое-где с бортиками, на осыпухах - со стеночкой, чтобы камни не падали.
В общем, такое у нас встречается только в нац парках, и только поблизости от парковок. Вообще тропы лучше всего у парковок, ибо благоустраиваются добровольцами, которым лень далеко тащиться.
Тропа идет по краю долины, по хребтику, справа виды на зеленые долины, а слева огромная сахарная голова Рейньира и целый ледяной хребет вокруг него. Просто отвал башки, наверно хорошая столбовая тропа нужна для того, чтобы можно было не глядеть под ноги, а любоваться.
Рейньир притягивает и собирает облака, сам создает себе погоду, но большая часть осадков приходит с запада, на западном склоне и проливается, а восточный оказывается в "дождевой тени". Альпийские луга жидковаты, не как в Раю, и большая часть свободного от снега и камней пространства занята высокогорной тундрой. Которая тоже цветет после таяния снега, то есть как раз сейчас, и огого как замечательно смотрится.
А в верховьях долины лежит озеро Замороженное, его северный конец занят маленьким перманентным снежником, от которого иногда откалываются айсберги.
Озеро используют для забора питьевой воды, поэтому к нему близко не пускают. А за озером перекресток, три тропы: одна на пик Фремонт, другая - знаменитый круговой маршрут вокруг Горы (150 км) под названием "Страна Чудес", а третья - наша на холмы Берроуз, резко налево и вверх.
При подъеме на первый холм тропа делается похуже. Плюс снежники, похоже, перманентные, с них течет вода на тропу, где естественно образуются грязи. На снежниках надо идти аккуратно, если падать, то без ледоруба не задержишься, а далее крутой снежный склон для разгона, заканчивающийся камнями, которые могут и убить при торможении.
А на верху холмов - тундра на километры, свищет ветер, наползают облака, цветы под каждым камнем, снега и льды Рейньира, красота необыкновенная, неземная, человек тут лишний, да и немного их там. А на краю второго холма Берроуз - роскошная каменная скамья, посидеть полюбоваться.
Жалко, времени у нас было маловато, надо было обратно. Я в таких местах легко могу застрять часа на два, но увы, тут вышло полчаса и пора. A тропа к третьему холму совсем не благоустроенная, крутой спуск, вслед за которым высоту надо снова набирать, плюс крутые снежники, так что эту часть мы пока отложили.
На обратном пути поснимала цветочки, до чего же красиво это высокогорное суровое цветение.
Огонь прерий, он же рисовальная кисточка
Пенстемон
Карликовый люпин, флоксы и золотые арники
"Пушистые лапки" (Cistanthe umbellatа)
Вереск
Высокогорные елки, уже за пределами леса, вырастают такими вот куртинами и росточка мелкого.
А вот и пришли почти к самой парковке, конец похода.