Для нас с мужем это поездка была уже второй, первый раз мы были на Аляске в 2010, и по уши влюбились в этот штат, так, что с удовольствием бы переехали, если бы там была для нас работа. Увы, пока мы туда можем только ездить туристами, как в этом году. Первый раз мы попытались объять необъятное - посмотреть и юг, и север, второй раз решили эту ошибку не делать, и поехали сразу на юг, на полуостров Кинай (Kenai).
И решили двинуть в новое место, в самый конец дороги на юг, в городишко Гомер, он же Хомер, гордо называющий себя "мировой столицей палтуса". Всего нас было шестеро, мы с мужем и друзья.
Поездка началась странно - прилетев в пятницу около полуночи и добравшись до отеля по $107 за комнату, мы обнаружили там жуткий гадюшник, грязный, пахнущий мышами, без полотенец в ванных, и для жизни непригодный. Тут-то выяснилось, что наша группа вполне в состоянии быстро разрулить любое ЧП, даже в полночь. Не прошло и двух часов, как мы поселились в соседнем нормальном отеле, получив полное возмещение от гадюшника. А утром отправились осматривать славный город Анкоридж, с упором на местный краеведческий музей.

Там хорошая экспозиция искусства эскимосов и индейцев Аляски, которые умудрялись любую варежку и ножик украсить дивными узорами, и даже непромокаемую одежду из тюленьих кишок делали стильно и со вкусом.

A уж когда они долгими зимами работали над ритуальными масками и костюмами, то на выходе получались шедевры.


Меня всегда поражало, насколько быстро человеческое искусство в своем развитии уходит от реализма, причем вовсе не потому, что воспроизводить реальность слишком сложно, достаточно вспомнить потрясающие древние фрески в пещерах (типа Ласко), где просто охры и угля на скале оказалось более, чем достаточно, для вполне реалистических изображений. Мне скорее кажется, что с какого-то момента реализм делается неинтересен, и сменяется сложными стилизациями вплоть до абстракций. Ну прям как у Пикассо, с похожими результатами: вот например, одна из масок, ну просто как плагиат, если бы индейцы первыми не двинулись в этом направлении.

А приход белых поселенцев дал местным дополнительные художественные средства, бисер, яркие ткани, которые тут же были применены для еще более крутых и удаленных от реальности стилизаций.


Впрочем, последствия контакта двух цивилизаций были в основном негативными для местных, о чем стоило бы написать, но отдельно.
К вечеру первого дня, конкретно, субботы, мы доехали до Гомера, и роскошного дома, который нам удалось снять на 4 ночи.

А по дороге от Гомера к дому совершенно обалдели от открывшейся панорамы залива, вернее фиорда Качемак, 60-км ответвления от залива Кука. Гомер расположен на более низком берегу фиорда, другой берег обрывается высокими горами с неплохим оледенением.


Панорама ледников открывается почти с любой обзорной точки Гомера и очень хороша на закате.



А по обочинам была красотища, иван-чай и красная бузина в диких количествах.


Залив Качемак довольно мелкий, за счет этого приливы достигают диких высот до 8 метров, в среднем - около 5. Уникальная циркуляция воды помогает задержке питательных веществ в заливе, то, что приносят реки, до океана не доходит, утилизируется планктоном во фиорде, и первичные производители и потребители органики в свою очередь кормят огромные популяции рыб, птиц и морских млекопитающих. В общем, место изобильное и благодатное, и нам вполне удалось вкусить от этого изобилия. В воскресенье мы отправились гулять по длинной песчаной косе длиной в 7 км, которая уходит под почти прямым углом в залив прямо от Гомера.


Конец косы - это центр всей человеческой морской активности, причалы, закрытая от стихий марина с диким количеством всевозможных лодок, откуда отправляются все рыболовные и развлекательные круизы, а также естественно рестораны и сувенирные лавки.




Там здорово гулять, горы по всему горизонту, на каждном столбе сидит по белоголовому орлу, гордо озирающему окрестности в надежде поживиться рыбкой, в воде стаи чаек за работой, они находят рыбные косяки и ныряют за обедом, у берега спят каланы (морские выдры), изредка просыпаясь поглазеть на проходящий катер, ныряют нерпы и тюлени, вообще жизнь бьет ключом.
В воскресенье, погуляв по косе вдосталь, мы попали на рыборазделочную станцию на марине, как раз когда туда доставили рыбу с очередного рыболовного круиза. По американским законам и охота, и рыболовство делятся на спортивные и коммерческие, причем совмещение невозможно, с самого начала надо получить/купить либо ту, либо другую лицензию, и отклонения не допускаются. Естественно, коммерческие лицензии дороги и обременены диким количеством регуляций, просто так их не получишь. Спортивные лицензии получить легко, можно купить по интернету или в магазине. Однако они имеют очень важное ограничение - ты не имеешь право продавать никакую часть того, что поймал и убил. Только личное употребление, либо отдать в подарок (устроить продажу в виде"подарка" можно, но это весьма опасно, если заниматься этим на регулярной основе, то скорее всего поймают, и тогда - тюрьма, штрафом не отделаешься, и мало не покажется). Рыболовные круизы предлагают клиентам разделку рыбы, обычно за это платят чаевые юнге. Плюс, если хочешь, они тебе эту рыбу за отдельные деньги заморозят и отошлют домой (в итоге получается около $10 за килограмм с учетом всех расходов). Клиенты обычно наблюдают за разделкой, и решают, чего они хотят. Когда мы пришли посмотреть, как раз разделывали лососей, и сбоку лежала гора красной икры. Aмериканцы не едят красную икру, вообще не считают ее за пищу. Мы робко спросили: "А что вы собираетесь делать с икрой?", - "Ничего, выбросим", -"А может лучше вы ее нам подарите?", - "Забирайте, только расскажите, что вы будете с ней делать". Ну, лекцию прочесть мы можем, у нас там было два полных профессора и одна половинка недоделаннaя (конкретно я). Итог - около 1.5 кг красной икры, которую мы в тот же вечер засолили и безуспешно попытались съесть с блинами. Икра была двух типов, по-моему та, что на фото слева - это нерка (Sockeye), а справа - чавыча (Chinook, king salmon). Фото показывают продукт до засолки и после - уже готовый в пищу.




Не удалось доесть икру, осталось на завтра, а завтра мы снова наведались к разделочному столу, и т.д. Урожай не всегда был велик, кроме лосося в разделку попадал палтус и донная рыба вроде трески и зубаток. Но тем не менее икру мы ели в Гомере каждый день.
Конечно, даров природы захотелось еще и побольше, и мы отправились за грибами в соседний заболоченый лес. Нашли рыжики и подосиновики, а еще гору клюквы, брусники, княженики и немного черники.



А в понедельник наши мужики отправились в рыболовный круиз за палтусом. Взяли короткий круиз на полдня, и были совершенно правы. Ибо палтуса в заливе Качемак великое множество. Как сказал муж: "Такое ощущение, что на дне монослой из палтуса, ближайший к крючку палтус тут же наживку заглатывает и вперед". Дорастают палтусы до дикого размера, нередки 30-40 килограммовые рыбы, рекорды - 50-60 и более килограмм. Впрочем, с увеличением размера мясо начинает портиться, грубеть, иногда появляются паразиты. Самый большой из вкусных - палтус на 25 кг, именно такого муж и поймал.
Вот этот палтус, сначала с моим добытчиком

А потом ждет разделки на столе.

На двоих в сумме мужики привезли 4 рыбы (больше нельзя, лимит спортивной рыбалки), что после разделки составило около 15 кг отличного мяса. Которое мы два дня запекали, жарили, коптили и солили, после чего всю неделю ели, и немножко от него устали. Дежурная шутка была: "А на ужин у нас есть палтус, и еще грибы, больше ничего и не надо", а в качестве награды за поедание рыбы мы иногда (раз в два дня) ходили в ресторан. Ресторан же выбирался тот, где в меню было меньше всего блюд из палтуса...
Благодатная земля Аляска, до чего же хотелось бы там прожить все лето, добывать пропитание от земли: как следует пособирать ягоды, грибы, побольше порыбачить, покопать ракушки, пособирать мидии, которых во время отлива на камнях великое множество. А если выбирать место на Аляске - то Гомер мне кажется вне конкуренции.