mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri
mary_spiri

Categories:

Записки бродячего ученого: глава 8

Японцы очень любят детей

Вынесла эту фразу в заголовок, чтобы ее больше не повторять, а надо бы ее было написать заглавными буквами и подчеркнуть восклицательными знаками. Ибо этот аспект нашей жизни в Японии меня больше всего потряс, и как бы дела дальше не складывались, я до сих пор ощущаю свой колоссальный долг признательности, прямо-таки японский "гири" по отношению ко всем, с кем мы с Ниной встречались по жизни, включая конечно и друзей-ученых-иностранцев, не только японцев. Главная же благодарность у меня Нининым школьным учителям. В Японии эта профессия очень уважаема, хотя платят мало, конкурсы, чтобы стать учителем, огромные. И отбираются очень мотивированные и в высшей степени профессионально пригодные люди, мужчины и женщины, примерно пополам. И эти люди еще и просто любят детей (последний раз повторяюсь!), и понимают, как к ним подход найти. Конечно, есть свои маразмы и в японской школе, но они начинаются со средней школы, а начальная школа по-моему близка к идеалу. С маленькими детьми большая часть учебы построена на развитии моторных навыков, дети бесконечно лепят, вырезают из дерева и бумаги, рисуют, каллиграфия, оригами, готовка еды, больше половины занятий связаны с изготовлением чего-нибудь полезно-красивого, либо вкусного. Нету деления на занятия для девочек или мальчиков, все делается вместе. И часто в школу обычную привозится класс из специальной школы для детей с отставаниями в развитии, чтобы все дети могли позаниматься вместе, подружиться, пообщаться. Так что на этом фоне плюс один ребенок, не знающий ни слова по-японски (и английски) погоды не делает.



Приехавшая в Японию 7-летняя Нина была забавна до крайности. Тощенькая и небольшая, с треугольной рожицей, замученная астмой (главное советское лекарство-алкалоид эуфиллин был ядовит), с щербатой улыбочкой, все ее верхние передние зубы как раз затеяли меняться, и во рту был замечательный забор разной высоты, блондинистая до белизны. И при этом полная какого-то внутреннего куража и отваги, реакция на Японию у нее была великолепная: "здесь интересно, значит вперед и с песней". Вдобавок выросла она в окружении нескольких взрослых, да и в детский сад ходила с года, поэтому отлично умела гнуть свою линию, манипулировать, и пользоваться слабостями взрослых. Она сразу, с порога, прорубила, что никто ею командовать не может, т.к. нету общего языка, все ею восхищаются за необычность, а мама слишком занята на работе, чтобы ее воспитывать, и у нее буквально крылья выросли.

А со школой вышло так: мы приехали в Сендай в субботу. В воскресенье Комамине-сенсей повел нас вечером в ресторан, отметить приезд. Я его спрашиваю, а когда Нине в школу. "Завтра, - отвечает, - я уже договорился, утром моя секретарша с вами туда пойдет, и вперед. Кстати, вот тебе ранец для Нины, чтобы была как все". Нина уже с первой встречи была профессором принята во внучки, со всеми вытекающими льготами. И пошла Нина в школу, а я к себе на работу. Жили мы в комнате в общаге на горе, комната метров на 20, меблированная, в углу кухонька, в другом - ванна/туалет. Общага стояла на большом участке парка, три здания по 5 этажей, все для иностранцев, в основном, китайцев, все из того же Университета Тохоку. Мы жили на первом этаже, а школа была под горой, минут 15-20 пешком. Япония страна безопасная, дети в школу и из школы ходят сами. С утра кормишь, одеваешь, выпроваживаешь, а часа в два она уже дома, торчит у телевизора, мультики смотрит. Либо упиливает в гости к многочисленым друзьям. A с первой учительницей, Мидори-сенсей, Нине страшно повезло. Молодая заводная тетка, у самой две дочки, одна как Нина, и сразу она поняла, что Нину надо взять в ежовые рукавицы. Первое, что Мидори сделала, это купила два словаря: русско-японский, и японско-русский. Так что первая линия защиты у Нины перестала работать: со словарем, но мы тебе объясним, чего тебе делать. Второе, она наладила отношения со мной, звонила мне каждый вечер, рассказывала на своем хиловатом английском, как Нина себя в школе ведет, и просила передать Нине, что НЕ делать. Этих звонков я через несколько дней стала просто бояться, ибо Нинина изобратетельность границ не знала. Например, первый день: "Пожалуйста скажи ей, чтобы она на уроке не спала", второй: "...чтобы она на уроке не выходила на улицу гулять (там была прямая дверь из класса во двор)", третий "...чтобы на уроке не залезала на шкаф у стены", "чтобы не ходила в другие классы" и.т.д. Каждый раз Нина соглашалась не делать, а потом находила чего-нибудь еще, столь же занимательное. А Мидори снова терпеливо звонила мне.

Однако же прошла пара месяцев, и Нина заговорила по-японски. Кстати, новый язык ей помог и с русским: она картавила, не могла произнести твердое "р". А тут вдруг ее Мидори попросила показать другим ребятам, какого русского звука нету в японском языке, и Нина научилась рычать, потренировалась, и вперед. А дальше выяснилось, что у Нины золотые руки, и она совершенно расцвела на уроках рукоделия. Весь класс у нее был в друзьях, надо сказать, что они были довольно назойливы, дружить с Ниной было престижно. Боюсь даже представить себе, как она пользовалась своей популярностью, но в гости ходила часто, и дома появлялась сытая и довольная. Потихоньку возникла пара закадычных подружек. В нашей общаге были и другие русскоязычные дети, из армянской и грузинской семей. С грузинами Наташей и Теймуразом я очень подружилась, люди они совершенно замечательные, а Нина много общалась с их девочками. Наташа не работала, сидела с маленькой младшенькой, и я от нее узнавала про то, чем занимаются старшие девочки. "Слушай, твоя Нина тут охотилась на змею, большую такую, с руку размером, я ей говорю, тебе мама разрешила? А она бегом за змеей. Хорошо, змея умнее оказалась, уползла в кусты". Или: "Слушай, тут Нина решила покататься на взрослом велосипеде с горки, а до педалей не достала, свалилась, как она, ничего?" Велосипедная эта история вообще была анекдот, звонок мне на работу, и радостный Нинин голос:
- Мамочка, привет!
- Ну ты там как?
- Замечательно, все прекрасно, только я сильно ушибла правую руку!
- А больше ничего не ушибла?
- Еще правую ногу!
- А еще?
- Левую ногу!
- А еще?
- Голову, но ты не думай, левую руку я зато не ушибла!

Разговоры по типу "все хорошо, прекрасная маркиза" случались постоянно, я начала дергаться от любого телефонного звонка. Однако же никаких серьезных повреждений ребенок себе и другим не нанес. И еще лучше научилась манипулировать всеми, и мной, и японцами, Мидори, по-моему, лучше всех с ней справлялась. Чтобы как-то ответить на доброту Мидори и других, я начала устраивать уроки английского для детей, в виде чаепитий пару раз в неделю. Покупала сласти, делали мы вместе чай, все это время разговаривая исключительно по-анлийски. К нам ходило несколько девочек, дочка Мидори, подружки, и часто их младшие сестры лет 4-5. Мамы их мне забрасывали, сами уходили, а мы потом еще начали вместе рисовать и лепить. В результате серые стены и потолок нашей команты в общаге были заклеены детскими рисунками, до сих пор жалею, что я их не сохранила в наших перездах.
Другой популярный способ немножко ответить японцам на доброту была готовка разнообразных русских блюд. У нас с грузинкой Наташей оказался совершенно разный набор любимой еды (естественно, она из Кахетии). И мы без конца чего-то для кого-то готовили. Мой рекорд был испечение 16 пирогов по примерно пол квадратного метра каждый для огромного пикника, который включал всю общагу, наши лаборатории, и школу, куда ходили наши дети. А Наташа сделала два ведра плова, и ведро лобио. Канадцы с австрийцами два дня мариновали шашлык, а китайцы лепили свои пельмени. Очень здорово вышло, вся гора гуляла двое выходных, все соседи тоже пришли, и остались довольны. Пиво и саке лились ручьем, наладили музыку и танцы, лето, погода была прекрасная, даже всю еду умудрились за два дня сьесть.

Комамине-сенсей тоже решил организовать несколько вечеринок с русской едой, очень ему понравились блины в Славянском Базаре. Ну, это мы можем. Сложнее оказалось с борщом: свекла в обычных магазинам не продается. Жена профессора отправилась на специальный рынок в Токио, где на всякий случай закупила 4 свеклы, каждая из которых была с Нинину голову размером (как они такую вырастили?). В результате моей кавалерийской атаки на свеклу с ножом, я ее смогла разрезать, заодно вместе с собственным пальцем, ножи в Японии острые. После чего часа через 4 у меня образовалось ведро борща, в Японии есть такие кастрюли на 12 л... Пришла наша лаба, все 30 человек, или около того (всегда прихватывали с собой всех родных и знакомых Кролика). И порадовали меня зрелищем: 30 японцев палочками ели этот самый борщ, как положено, с чавканьем и хрюканьем, чтобы показать, как вкусно (правила хорошего тона!). А профессор три раза просил добавки, и послал термос своей жене в Токио по экспресс-почте. Воодушевленные успехом, мы потом еще устраивали пироги, пельмени и блины. Надо сказать, что Нина всю эту активность воспринимала без интереса, ей гораздо больше нравилась японская еда. Правда, сырую рыбу она не ела: попробовала один раз, сообщила, что немножко похоже на нашу селедку, и перестала ее есть совсем. Я была счастлива, вся ее сырая рыба доставалась мне.

Так и жили: в друзьях и делах, шуме, беготне, общении, еде, хорошее было время, 9 месяцев... В лабе у меня Нину все обожали, постоянно показывали ей "эксперименты": кусочек сухого льда бросался в раствор детергента, чтобы полезли пузыри, и т.д. Зимой на горных лыжах съездили, мальчишки-студенты Нину на лыжи поставили (которые взяли взаймы у Мидори), со всех сложных склонов ее свозили вниз на закорках, а она всеми командовала. Oсенью на Нинин день рождения профессор повез нас, пару студентов и свою секретаршу в Диснейленд, потом повел нас в супер-навороченый французский ресторан. Я долго Нине объясняла, что она должна вести себя как принцесса, нашла ей роскошное голубое платье в оборочках (вместо обычных джинсов).



Нина честно старалась первый час, вела себя идеально, в носу не ковыряла, пользовалась в точности теми же вилками-ножами, что и Комамине-сенсей, взрослых не перебивала, не вертелась, не чесалась, принцесса! А потом перед самым десертом вышла в туалет и пропала. Профессор послал меня за ней: вот-вот должен был состояться торжественный вынос день-рожденного торта со свечками. Выхожу я в фойе, а оно там было просторное, и тут мимо меня с дикой скоростью проносится нечно голубое, поворачивает в конце зала, и с дикой скоростью несется обратно. Нина, бедненькая, таким образом сбрасывала напряжение - вышла побегать в фойе. А потом назад - в принцессы, торт есть...









И Нинина астма вдруг прошла сама собой... Однако же надо было возвращаться в Москву, срок визы заканчивался, дисер надо было все-таки защитить, мне эта степень была очень нужна. В этот мой приезд зарплата у меня была та же, немного побольше штуки в месяц (если в долларах, а так 150 тысяч иен), и вдвоем мы ее всю проедали. Отложить почти ничего не удалось, но я как-то на этом не фиксировалась, и естественно, никому об этом не говорила (деньги - дело интимное). И вдруг перед самым нашим отьездом мои и Нинины японские друзья мне понесли конверты с деньгами. Как я брыкалась! Но у них агрумент был один и простой: "Мы по телевизору видели, что у вас там в России довольно плохо материально, поэтому не обижай, возьми для Нины, детям надо хорошо питаться". И подарки: я всем говорила, что не могу брать много багажа, на что мне отвечали: а ты старое выкинь, а новое возьми. В результате у меня получилось три чемодана, и сумма в 700 долларов, которая мне действительно очень потом помогла. Как можно отплатить людям за доброту? Да никак, и делается эта доброта не ради платы... Но остается след: выросшая Нина, которая свободно говорит (и немножко менее свободно, но читает) по-японски, и будет всегда помнить Японию и ушедшего Комамине-сенсея с любовью.

Предыдущие посты:
глава 1 http://mary-spiri.livejournal.com/65732.html
Фотографии http://mary-spiri.livejournal.com/65970.html
глава 2 http://mary-spiri.livejournal.com/66110.html
глава 3.1 http://mary-spiri.livejournal.com/66321.html
глава 3.2 http://mary-spiri.livejournal.com/66718.html
глава 4 http://mary-spiri.livejournal.com/66930.html
глава 5 http://mary-spiri.livejournal.com/67296.html
глава 6 http://mary-spiri.livejournal.com/67484.html
глава 7.1 http://mary-spiri.livejournal.com/67797.html
глава 7.2 http://mary-spiri.livejournal.com/67957.html
Tags: Записки бродячего ученого
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments