mary_spiri (mary_spiri) wrote,
mary_spiri
mary_spiri

Category:

Записки бродячего ученого: глава 20

Практические стороны японских религий

В храмах, и буддийских, и синтоистских, можно решить свои проблемы по очень сходным расценкам, доступным каждому, заплатить за привлечение удачи, за безопасность в дороге, за небесную помощь при поступлении в университет, за здоровый желудок или ноги. При этом проблему сначала надо четко сформулировать: если болит голова, то не будешь же принимать таблетку от живота... Если есть три святых источника, один для любви, другой для здоровья, а третий - для денег (как в Киотском храме Кьемидзу-дера), то пить полагается только из одного, так что сначала реши, чего тебе больше надо. Каждый талисман сделан для одной задачи: например, обеспечения безопасности за рулем, или чтобы ноги при ходьбе меньше уставали. Обычно цена одного талисмана от 3 до 10 долларов, и на свете очень мало людей, у которых было бы меньше дюжины проблем, что сильно помогает храмам деньги зарабатывать. Зато при таких удобных религиях не нужен психоаналитик. Например, если после аборта тебя мучают мысли о неродившемся ребенке, платишь за обряд в храме, ставишь в специальной пещере среди камней маленькую статую Будды (Бодхизо), и все должно пройти. А главное время обогащения для японских храмов - это Новый Год, начало всех начал, когда все подряд японцы покупают себе новые талисманы, а старые прошлогодние сжигают в новогоднем храмовом костре.

Предсказания будущего тоже покупают в храмах на Новый Год, платишь 2-5 долларов, трясешь цилиндр с палочками, одна из них вылетает, на ней номер, по номеру берешь соответствующую бумажку с предсказанием. Ее еще правда надо прочесть... Совсем непростая задача, хотя перед полным предсказанием есть всегда отдельная простая фраза, которая его суммирует. Японцы - народ крайне практичный, все проблемы должны иметь решение. Предсказания часто бывают не особо хорошие, а то и просто плохие. В общем, если не нравится, то привязываешь бумажку на ветку специального дерева в храме, тогда вроде как не исполнится. Другой вариант, как улучшить свою судьбу: можно купить специальную табличку на веревочке, и на обратной стороне написать свое пожелание фломастером, а потом повесить табличку на специальную рамку с крючками около храма. В Токио в популярных туристических храмах есть таблички с пожеланиями, написанные гайдзинами. Например, по-английски, что-нибудь типа "за мир во всем мире", "хочу большой и чистой любви" и т.д. Cреди странных надписей, которые я находила в храмах, один шедевр был по-русски: "Господи, помоги найти работу!". Храм был синтоистский (в Уэно, Токио), а они признают и принимают всех богов, так что неважно, к кому обращались эти русские.

Мы с Ниной очень любили ходить в соседний храм в новогоднюю ночь: огромный костер до небес, а собравшиеся люди швыряют в него прошлогодние талисманы. Существует специальный тип талисманов для исполнения заветных желаний: голова демона Дарумы. У этих голов, размером с человеческую и сделаных из папье-маше, белые слепые глаза, и загадывая желание, черным фломастером рисуешь один глаз. Далее, чтобы окончательно прозреть, получив второй глаз, Дарума должен помочь твоему желанию исполниться. Но неважно, исполнилось или нет, с двумя глазами, или с одним, на следующий Новый Год Дарумы будут брошены гореть в костер. И вот из темноты выскакивают фигуры, и швыряют в костер головы, они катятся по дровам, вспыхивают, и веет от этого древностью седой. Hа заднем плане гудит огромный храмовый колокол, каждый удар очищает мир от одного греха, 108 ударов до полной безгрешности. А рядом священник разливает сладкое молодое сакэ, его дают всем, даже маленьким детям, алкоголя в нем почти нет, но очень согревает. И стоит очередь на первую молитву года: подойти, дернуть за веревку, чтобы ударить в гонг, швырнуть монетку в 50 или 100 иен, хлопнуть три раза в ладоши, про себя загадать пожелание, и срочно отойти, дав место следующему в очереди. Ужасно мне нравилось ходить в японские храмы, не только на Новый год. Когда моя 32-летняя подруга Оля Горячева умирала в Москве от рака, она меня просила за нее молиться в японских храмах. Не знаю, помогло ли ей, но очень помогло тогда мне.

Помогало и моим родным. В моем многоученом семействе я отнюдь не единственный биолог, мама - биохимик с многолетним стажем. С детства помню, как я "помогала" ей в лаборатории, например, держала морских свинок, которых она колола. Однако же психика у меня была легко-ранимая, я очень жалела животных, и поэтому стала на долгое время ботаником (вернее, физиологом растений), растения боли не чувствуют. Мама тоже очень жалела животных, однако работа есть работа. Правда, после очередного большого опыта она приходила домой усталая и совершенно погасшая. Oстальной народ в их лаборатории тоже очень жалел животных, так жалел, что не был в состоянии быстро и безболезнено их забивать. И все это ложилось на маму, которая понимала, что уж лучше она это сделает по-гуманному, чем остальные будут долго мучить и мучиться. Иногда случались и анекдоты. Как-то мы с мамой шли пешком домой, забрав мою маленькую сестренку из детского сада, мне было лет 14. И тут увидели мужика, который стоял около мусорных баков, держа за хвост крысу. Он этой крысой слегка помахивал в воздухе, совершенно не зная, что с ней делать, и видимо собирался попробовать расшибить ее об асфальт. Мама не могла выдержать такого издевательства над животным. Она подошла к мужику, твердо сказала: "Вы хотите ее убить? Тогда надо сделать вот так", отняла крысу, мастерски, одним движением разложила ее на крышке бака, зажала ребром ладони крысиную шею, и резко дернула за хвост. Такой подход действительно самый гуманный: моментальная крысиная смерть от разрыва позвоночника. Но надо было видеть обалдевшую физиономию этого мужика, когда мама отдала ему назад мертвую крысу! А мама взяла нас с сестрой за руки, и мы пошли дальше домой.

Прошло лет 20, и мама вышла на пенсию, работать с животными она прекратила сразу же, как только пошла разваливаться советская наука, и стала ясна бессмысленность дальнейших исследований. Надо сказать, что я совершенно не разделяю воззрения, что опыты на животных можно отменить. Есть целая куча исследований, которые очень важны для здоровья человечества, и которые можно проводить только на лабораторных животных. И к сожалению, если животных не использовать, то подопытными кроликами становятся сами люди, больные, пациенты, чему есть немало примеров. Я скорее сторонник ограничений, которые сейчас приняты в США: ученые должны доказать, что им нужны мыши, ибо иначе их научной цели не добьешься. A маму мне ужасно жалко, все эти убитые животные висят на ней грузом. И тут, когда я пришла работать в Рикен, я узнала, что ежегодно в Рикене проводится буддийская церемония типа панихиды по лабораторным животным. Буддийские священники моляться с тобой за их души, очищают тебя от греха, и приглашают всех помолиться и очиститься. Мама приезжала к нам в Японию, но не тогда, когда бывала эта панихида. Однако же мы много ходили по храмам, а в синтоистских храмах часто при входе стоят статуэтки мышей и кроликов. И мама моя очень позитивно восприняла практическую сторону японских религий: если тебе надо, помолись, брось монетку, хлопни в ладоши, погладь каменную статуэтку по голове, и тебе полегчает. Ей это было явно нужно. А старый город Киото предоставил ей много возможностей.

Для меня эта практическая сторона буддизма очень важна, она дает возможность для любого человека в любой момент зайти и облегчить груз, который мы все несем. Нету никакой торговли с богами, никто не требует, чтобы если ты женщина, то носила бы юбку, а мужчина снимал бы шапку. Смирение не навязывается извне воинственными богами, смиренна сама религия, смиренны боги, по крайней мере, в нынешние времена. Я понимаю, что исторически буддизм был весьма воинственен, были целые монастыри монахов-воинов, погрязших во всех мыслимых и немыслимых грехах. А синтоизм объявляет японцев единственным избраным народом, главным надо всеми, эта религия способствовала зверствам японцев во время Второй Мировой. Но сейчас, по крайней мере, на поверхности, ибо я совершенно не претендую на глубинное знание японской реальности, японские религии есть некий оазис смирения, прощения, тихой красоты. Ибо где-нибудь в уголке всегда есть прекрасное большое дерево, цветущие кусты, покрытые лишайником старые каменные статуи, разноцветные ленточки со сложными узлами, галереи с видом на сад, и везде можно присесть на ступеньку, или террасу, полюбоваться, никому не мешая, успокоиться и облегчить душу.

Нo некоторые проявления практического буддизма ставят бедных гайдзинов в тупик. В 12 лет у Нины случился аппендицит, и в больнице, уже после операции, ей пришлось заполнять анкету. Сама она была слишком слаба, чтобы писать, поэтому пришла медсестра, принялась задавать вопросы и записывать ответы. Нина бойко отвечала, до тех пор поке ее не спросили о вероисповедании. Тут она мучительно задумалась, а потом выдала: "Наверно, буддизм". Я тихо сползла от смеха на пол, уж больно лицо у нее серьезное было. Я-то только что поимела порцию практического буддизма. Ибо полагается сохранять все части своего тела, раньше волосы и ногти тоже входили в это понятие, к счастью, сейчас все таки их можно стричь и выбрасывать. Но никак нельзя например выбрасывать пуповину, ее высушивают, и выдают тебе вместе с новорожденым ребенком, когда покидаешь роддом. Итак во время операции по вырезанию аппендикса у Нины я, естественно, торчала в больничном коридоре за дверью операционной, пребывая в некотором ступоре, ведь режут моего ребеночка. И тут ко мне гордо выходит хирург и в кювете выносит вырезанный аппендикс, со словами: "Посмотрите, какой воспаленный. Ну как, будете с собой брать?" Я была этой женщине-хирургу ужасно благодарна, сначала хотели отложить операцию на завтра, накачав Нину обезболивающими, что мне совсем не понравилось. А потом эта докторша, рабочий день которой уже закончился, решила остаться и сделала Нине операцию сразу тем же вечером, очень качественно, лишних 6 часов работы. Поэтому я изобразила глубокий интерес к отрезанному аппендиксу, противному, окровавленному и воспаленному, но брать его себе отказалась, ну не буддист я, никак не буддист. А потом еще до полуночи мы с докторшей сидели у постели крепко спящей Нины, и она мне рассказывала о том, как тяжело быть женщиной и делать карьеру в традиционно мужской области. Приходится жертвовать семьей, не заводить детей, и до чего же я везучая, что смогла себе завести ребенка и еще работать в науке. Утешить я ее ничем не могла, только выслушать. Вот тут ты не найдешь помощи, ни в синтоизме, ни в буддизме...
Предыдущие посты:
глава 1 http://mary-spiri.livejournal.com/65732.html
Фотографии http://mary-spiri.livejournal.com/65970.html
глава 2 http://mary-spiri.livejournal.com/66110.html
глава 3.1 http://mary-spiri.livejournal.com/66321.html
глава 3.2 http://mary-spiri.livejournal.com/66718.html
глава 4 http://mary-spiri.livejournal.com/66930.html
глава 5 http://mary-spiri.livejournal.com/67296.html
глава 6 http://mary-spiri.livejournal.com/67484.html
глава 7.1 http://mary-spiri.livejournal.com/67797.html
глава 7.2 http://mary-spiri.livejournal.com/67957.html
глава 8 http://mary-spiri.livejournal.com/68143.html
глава 9 http://mary-spiri.livejournal.com/68410.html
глава 10 http://mary-spiri.livejournal.com/68729.html
глава 11 http://mary-spiri.livejournal.com/68901.html
глава 12 http://mary-spiri.livejournal.com/69120.html
глава 13 http://mary-spiri.livejournal.com/69630.html
глава 14 http://mary-spiri.livejournal.com/69831.html
глава 15 http://mary-spiri.livejournal.com/70361.html
глава 16 http://mary-spiri.livejournal.com/70456.html
глава 17 http://mary-spiri.livejournal.com/70787.html
глава 18 http://mary-spiri.livejournal.com/71162.html
глава 19 http://mary-spiri.livejournal.com/71279.html
Tags: Записки бродячего ученого
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments